Главная » Альтернативные источники энергии » Основные контуры будущей стратегии экоНПО по решению экологических проблем ТЭК

Основные контуры будущей стратегии экоНПО по решению экологических проблем ТЭК

Несмотря на чрезмерную политизированность Энергетической стратегии(ЭС), в ЭС заложен достаточно позитивный потенциал для участия в работе экоНКО на стадиях реализации ЭС, который позволяет общественности влиять на процесс корректировки и реализации ЭС.

Констатирующая часть
- В настоящее время Россия - сырьевая страна (40% доходной части бюджета покрывается за счет экспорта нефти и газа).
- Падение цен на нефть - это длительная тенденция ближайших 10-20 лет, обусловленная системным кризисом мировой экономики. После 2020 г. возможен устойчивый рост цен на нефть в связи с истощением общемировых запасов нефти. Те страны, которые сохранят свой природный капитал, окажутся в более выгодном положении. Возможен и другой вариант - освоение эффективных альтернатив нефти, в связи с чем ее цена будет падать и дальше.
- Планы ускоренного строительства АЭС в европейской части России входят в противоречие с сырьевой необеспеченностью - добыча урана в России покрывает чуть более половины его потребления, крупных месторождений, которые могли бы быть вовлечены в отработку в ближайшее время, нет. В тоже время увеличение доли возобновляемых источников энергии может перекрыть увеличение производства электроэнергии за счет атомной энергетики. С учетом того, что проблема утилизации ядерных отходов не решена в принципе, дальнейшее развитие атомной энергетики становится бесперспективным.
Рекомендательная часть
Cпособствовать переходу от топливно-сырьевой к инновационной модели развития ТЭК в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, что создаст необходимые условия для снижения антропогенной нагрузки на природу и обеспечения достойного уровня жизни населения Для этого необходимо:
- Для минимизации отрицательных последствий глобального экономического кризиса для РФ ориентироваться при среднесрочном и долгосрочном планировании на самодостаточность экономики РФ и внутренние резервы страны, поэтапное уменьшение зависимости от экспорта сырья (невозобновляемого в первую очередь), увеличение глубокой переработки сырья вместо его поставок на экспорт, интеграция с Западом в информационной сфере (плюсы глобализации).
- Учитывать взаимосвязи общемировых тенденций развития рынков возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в долгосрочной перспективе (рост дефицита пресной воды, сокращение почвенного покрова и лесов, рекреационных ресурсов, запасов нефти и газа).
- Учитывать мультипликативный отрицательный эффект дальнейшего наращивания экспорта сырой нефти и газа в ближайшие 5-7 лет путем расширения строительства новых магистральных трубопроводов для нефтегазоперерабатывающей отрасли и других смежных отраслей экономики, усугубления и без того кризисной ситуации по обеспечению экологической безопасности функционирования существующих магистральных трубопроводов.
- увеличить доли нефтехимической продукции на основе переработки углеводородного сырья и доли нефтепродуктов в экспорте по сравнению с поставками сырой нефти;
- вести более интенсивную и полную выработку углеводородного сырья на уже освоенных месторождениях;
- повысить эффективность и использовать максимально существующий потенциал транспортной инфраструктуры (железные дороги, магистральные трубопроводы), уделяя основное внимание повышению ее надежности и эффективности эксплуатации. Например, альтернативой строительства нефтепроводов в восточном направлении является использование БАМа по первоначальному замыслу - как нефтевозной дороги с мощностью в 25 млн. т нефти в год. В связи с этим встает вопрос завершения строительства БАМ и реконструкции железнодорожных веток Улан-Удэ - Наушки, Чита - Забайкальск, Уссурийск - Гродеково (электрификация и вторая нитка рельсов).
- Более полно использовать кооперацию разных видов энергетических ресурсов с учетом географии и сложившейся системы размещения производительных сил (пример Байкальского региона, где на севере колоссальная концентрация самых дешевых гидроэнергетических ресурсов, крупных нефтеперерабатывающих и алюминиевых комплексов, а на юге - крупнейшая на планете природная фабрика по производству чистой пресной воды).
Ближайшие действия
Учитывая, что ЭС определяет только приоритетные направления развития ТЭК и по своему смыслу не является директивным нормативным документом прямого действия, на последующих этапах реализации ЭС, зафиксированных в "Плане действий
по реализации Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года", экоНПО могут:
- принять активное участие в разработке и обсуждении (стратегической экологической оценке) последующих документов таких, например, как
" Комплексная программа развития экспорта российских нефти и нефтепродуктов", "Программа освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом возможного экспорта газа в Китай и другие страны АТР". Причем законодательным основанием такого участия НПО является тот факт, что подобные Программы в соответствии со статьей 11 федерального закона "Об экологической экспертизе" являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня и должны содержать раздел ОВОС, который в свою очередь должен проходить процедуру общественного обсуждения;
- участвовать в систематизации положений действующего законодательства в сфере энергетики, подготовке и принятии ряда базовых законов с учетом экологических приоритетов Экологической доктрины РФ (новой редакции закона "О недрах", "О теплоснабжении", "Об энергетической безопасности Российской Федерации", "О федеральных энергетических системах", "О нефти и газе" и др.);
- использовать другие механизмы, заложенные в ЭС и Экологической доктрине РФ.

Рассмотрено на Сосновской конференции НПО 31.08.03
Подготовил Шапхаев С.Г.