Главная » Работы участников ДВАСКД » Жердев С.Б. Кооперативная жизнь индийской глубинки.

Жердев С.Б. Кооперативная жизнь индийской глубинки.

С началом третьего тысячелетия все более становится очевидным тот факт, что центр экономического, культурного и социального развития неуклонно перемещается в Азиатский, Тихоокеанский регионы и страны, находящиеся в южной части нашей планеты. В этой связи наибольший интерес вызывает объединение «БРИКС», в рамках которого действуют Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Правда, западные аналитики из всей этой великолепной пятерки признают лишь развитие Китая, успехи которого стали притчей во языцах. Остальные, с их точки зрения, ничего особенного не достигли, а Индия, так и вообще, до сих пор остается чуть ли не страной нищих.

Такое отношение к ней выглядело странным, так как именно в ее столице десятки лет проходила работа  ассамблеи «Азии и Тихого океана» Международного кооперативного альянса (МКА). Чтобы узнать, как все обстоит в действительности я предпринял несколько поездок на полуостров Индостан. Причем не в Дели или в столицу «Боливуда», выпускающего на экраны чуть ли не больше фильмов, чем прославленный «Голивуд», где все блещет огнями, но в обычную рядовую провинцию штата Гоа на востоке страны. А именно, в город Маргао, с населением, не превышающем 200 тысяч жителей, и его окрестности.

Первое, что бросилось мне в глаза, при знакомстве с жизнью людей, так это то, что никаких нищих в городе и близлежащих поселках совсем нет. Видно, что многие живут небогато и некоторые бедновато одеты, но они опрятны, не теряют присутствия духа и с оптимизмом смотрят в будущее. Как представляется, это связано с тем, что в массе своей эти люди умеют объединяться для преодоления трудностей. Доказательства этому можно найти там на каждом шагу. Вот, напри - мер, почти все высокие жилые дома – жилищные кооперативы. На каждом таком здании имеется табличка, где дается название дома и написано, что это кооператив жильцов. И, хотя такие дома, как правило, довольно старые, но граждане их содержат совместными силами, средствами и возможностями.

Все познается в сравнении. Поэтому мне тут же вспомнилось, что ситуация в нашей стране с многоквартирными домами несколько другая. Со времен Советского Союза, когда ЖСК предоставляли их членам массу разнообразных возможностей, жилищные кооперативы оказались совершенно не в чести. Вместо них стали пропагандироваться ТСЖ, которых возникло, в результате, видимо – невидимо.  А у граждан с ними нередко случаются всякие ситуации. В частности, отечественные СМИ писали, что даже такие медийные фигуры, как актриса Л. Милявская, страдают от таких структур тяжко и ничего с ними сделать не могут.

Так же много там и сельскохозяйственных кооперативов. Они функционируют как производительно-подсобные объединения. То есть, местные крестьяне самостоятельно работают на своих участках, но ряд функций для удобства и снижения расходов осуществляют сообща. Таковыми являются: доставка воды на поля, совместное использование сельскохозяйственной техники, коллективная закупка посадочного материала, удобрений  и т.д. В результате у них продукция получается исключительного качества. Мне посчастливилось попробовать их арбузы, дыни и папайю и могу отметить, что все очень вкусно без нитратов и ГМО.

В нашей любимой Родине в агропромышленном комплексе (АПК) по большей части работают государственные предприятия, находящиеся на содержании краевых и областных бюджетов, а так же хозяйственные общества, как акционерные, так и паевые. Если же где и появляются фермеры, то они действуют по типу хозяйственных обществ, опираясь на силы наемного персонала, который для сельских условий никогда не был оптимальным вариантом.
Сбыт сельскохозяйственной продукции  у  индусов имеет тоже кооперативные формы.  Ее принимают магазины Союза потребительских кооперативов. Когда-то они были и у нас, а граждане СССР называли их «СельПо». Будучи в одном из далеких индийских поселков, я зашел в потребительский кооператив «Локмания» и даже сфотографировал его. У продавщицы находится тетрадь, где она записывает фамилии членов кооператива и суммы их покупок, а меня записала под номером три, так как я не пайщик. При этом цена была для всех одна, а бухгалтерия для кооператоров предусмотрена очень простая. Между прочим, по распоряжению индийского правительства, на любых ценниках  указывается максимально возможная цена товара, превышать которую запрещено, а снижать разрешено.

Эти покупки в Сельпо показывают, что индусы четко придерживаются рочдейльских принципов. В соответствии с ними пайщики и некооперированное население платят за товары одинаковую цену, но, благодаря записям в тетрадь в конце года часть денег, которые кооператоры отдали за покупки, им возвращается в виде кооперативных выплат. Кто больше покупал, тому и больше кооперативных выплат. Получается, что они, в итоге, платят меньше, чем другие. Кроме того, пайщики, таким образом, поддерживают кооператив, оставляя ему деньги на целый год, и защищают его от недобросовестных кооператоров, которые могли бы более дешевые товары, доставшиеся им, как членам организации, тут же перепродать конкурентам этого кооператива.  Мои же деньги на кооперативные выплаты не пойдут, а будут направлены только на развитие СельПо и в неделимый резервный фонд.
Кстати, в европейских, японских и других кооперативах покупки пайщиков записываются не в тетрадку, а осуществляются на кассе, совмещенной с компьютером. В Хабаровске такого рода учет покупок клиентов можно наблюдать только в одном месте, а именно в торговом центре "Амвей".
Участники ДВАСКД этим центром время от времени интересуются для того, чтобы доказать оппонентам, что раздельный учет выручки от пайщиков и некооперированного населения в принципе невозможен. Хотя,  даже запись в тетрадки – это не "каменный век", как утверждают они, а вполне возможный вариант при небольшом товарообороте.  

Удалось мне побывать в отделении кооперативного банка, которое расположено в городе Маргао и сфотографировать его. Оно на самом деле довольно большое, внутри охрана, банкоматы и не менее десяти менеджеров.

Сам этот банк часто упоминается в интернете и даже подключен к системе свифт:)! - http://www.ifscswiftcodes.com/HDFC-Bank-IFSC-Code/Goa/North-Goa/Madgaum-Urban-Co-Op-Bank-Margao.htm

http://timesofindia.indiatimes.com/topic/Madgaum-Urban-Cooperative-Bank-Limited/news/

У нас, как известно, кооперативных банков вообще не существует, а  организационно-правовая форма тех банков, которые действуют в России, - это хозяйственные общества. Отсюда, сам факт существования такого крупного отделения кооперативного банка в городе, который в три таза меньше Владивостока, уже говорит о многом.

При этом следует добавить, что там повсеместно встречаются  множество всяких ремесленных мастерских и кустарных  небольших фабрик, на них тоже вывески «Ко-оп». Например, я видел несколько раз фабрику по производству кирпичей.

К сожалению, слово «Ремесленный», а тем более «Кустарный» сейчас в Российской Федерации носит, по преимуществу, носит ругательный оттенок. Хотя трудовая мораль от мастера к подмастерью во многом и может передаваться  в таких мастерских, так же, как и в производительных артелях.

Поэтому приходится констатировать, что Индия, наряду с КНР устойчиво продвигается к «Обществу среднего достатка» и, есть надежда, что все полезное, что было получено на этом пути, будет с успехом использовано и в российской глубинке, равно, как и во всей нашей стране, то же состоящей в «БРИКС».

С началом третьего тысячелетия все более становится очевидным тот факт, что центр экономического, культурного и социального развития неуклонно перемещается в Азиатский, Тихоокеанский регионы и страны, находящиеся в южной части нашей планеты. В этой связи наибольший интерес вызывает объединение «БРИКС», в рамках которого действуют Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Правда, западные аналитики из всей этой великолепной пятерки признают лишь развитие Китая, успехи которого стали притчей во языцах. Остальные, с их точки зрения, ничего особенного не достигли, а Индия, так и вообще, до сих пор остается чуть ли не страной нищих.

Такое отношение к ней выглядело странным, так как именно в ее столице десятки лет проходила работа  ассамблеи «Азии и Тихого океана» Международного кооперативного альянса (МКА). Чтобы узнать, как все обстоит в действительности я предпринял несколько поездок на полуостров Индостан. Причем не в Дели или в столицу «Боливуда», выпускающего на экраны чуть ли не больше фильмов, чем прославленный «Голивуд», где все блещет огнями, но в обычную рядовую провинцию штата Гоа на востоке страны. А именно, в город Маргао, с населением, не превышающем 200 тысяч жителей, и его окрестности.

Первое, что бросилось мне в глаза, при знакомстве с жизнью людей, так это то, что никаких нищих в городе и близлежащих поселках совсем нет. Видно, что многие живут небогато и некоторые бедновато одеты, но они опрятны, не теряют присутствия духа и с оптимизмом смотрят в будущее. Как представляется, это связано с тем, что в массе своей эти люди умеют объединяться для преодоления трудностей. Доказательства этому можно найти там на каждом шагу. Вот, напри - мер, почти все высокие жилые дома – жилищные кооперативы. На каждом таком здании имеется табличка, где дается название дома и написано, что это кооператив жильцов. И, хотя такие дома, как правило, довольно старые, но граждане их содержат совместными силами, средствами и возможностями.

Все познается в сравнении. Поэтому мне тут же вспомнилось, что ситуация в нашей стране с многоквартирными домами несколько другая. Со времен Советского Союза, когда ЖСК предоставляли их членам массу разнообразных возможностей, жилищные кооперативы оказались совершенно не в чести. Вместо них стали пропагандироваться ТСЖ, которых возникло, в результате, видимо – невидимо.  А у граждан с ними нередко случаются всякие ситуации. В частности, отечественные СМИ писали, что даже такие медийные фигуры, как актриса Л. Милявская, страдают от таких структур тяжко и ничего с ними сделать не могут.

 

 

 Так же много там и сельскохозяйственных кооперативов. Они функционируют как производительно-подсобные объединения. То есть, местные крестьяне самостоятельно работают на своих участках, но ряд функций для удобства и снижения расходов осуществляют сообща. Таковыми являются: доставка воды на поля, совместное использование сельскохозяйственной техники, коллективная закупка посадочного материала, удобрений  и т.д. В результате у них продукция получается исключительного качества. Мне посчастливилось попробовать их  арбузы, дыни и папайя и могу отметить, что все очень вкусно без нитратов и гмо.

В нашей любимой Родине в агропромышленном комплексе (АПК) по большей части работают государственные предприятия, находящиеся на содержании краевых и областных бюджетов, а так же хозяйственные общества, как акционерные, так и паевые. Если же где и появляются фермеры, то они действуют по типу хозяйственных обществ, опираясь на силы наемного персонала, который для сельских условий никогда не был оптимальным вариантом.

Сбыт сельскохозяйственной продукции  у  индусов имеет тоже кооперативные формы.  Ее принимают магазины Союза потребительских кооперативов. Когда-то они были и у нас, а граждане СССР называли их «СельПо». Будучи в одном из далеких индийских поселков, я зашел в потребительский кооператив «Локмания» и даже сфотографировал его. У продавщицы находится тетрадь, где она записывает фамилии членов кооператива и суммы их покупок, а меня записала под номером три, так как я не пайщик. При этом цена была для всех одна, а бухгалтерия для кооператоров предусмотрена очень простая. Между прочим, по распоряжению индийского правительства, на любых ценниках  указывается максимально возможная цена товара, превышать которую запрещено, а снижать разрешено.

Эти покупки в Сельпо показывают, что индусы четко придерживаются рочдейльских принципов. В соответствии с ними пайщики и некооперированное население платят за товары одинаковую цену, но, благодаря записям в тетрадь в конце года часть денег, которые кооператоры отдали за покупки, им возвращается в виде кооперативных выплат. Кто больше покупал, тому и больше кооперативных выплат. Получается, что они, в итоге, платят меньше, чем другие. Кроме того, пайщики, таким образом, поддерживают кооператив, оставляя ему деньги на целый год, и защищают его от недобросовестных кооператоров, которые могли бы более дешевые товары, доставшиеся им, как членам организации, тут же перепродать конкурентам этого кооператива.  Мои же деньги на кооперативные выплаты не пойдут, а будут направлены только на развитие СельПо и в неделимый резервный фонд.

Кстати, в европейских, японских и других кооперативах покупки пайщиков записываются не в тетрадку, а осуществляются на кассе, совмещенной с компьютером. В Хабаровске такого рода учет покупок клиентов можно наблюдать только в одном месте, а именно в торговом центре "Амвей".

Участники ДВАСКД этим центром время от времени интересуются для того, чтобы доказать оппонентам, что раздельный учет выручки от пайщиков и некооперированного населения в принципе невозможен. Хотя,  даже запись в тетрадки – это не "каменный век", как утверждают они, а вполне возможный вариант при небольшом товарообороте.  

Удалось мне побывать в отделении кооперативного банка, которое расположено в городе Маргао и сфотографировать его. Оно на самом деле довольно большое, внутри охрана, банкоматы и не менее десяти менеджеров.

Сам этот банк часто упоминается в интернете и подключен к системе свифт:)

http://www.ifscswiftcodes.com/HDFC-Bank-IFSC-Code/Goa/North-Goa/Madgaum-Urban-Co-Op-Bank-Margao.htm

http://timesofindia.indiatimes.com/topic/Madgaum-Urban-Cooperative-Bank-Limited/news/

У нас, как известно, кооперативных банков вообще не существует, а

 организационно-правовая форма тех банков, которые действуют в России, - это хозяйственные общества. Отсюда, сам факт существования такого крупного отделения кооперативного банка в городе, который в три таза меньше Владивостока, уже говорит о многом.


При этом следует добавить, что там повсеместно встречаются

 множество всяких ремесленных мастерских и кустарных  небольших фабрик, на них тоже вывески «Ко-оп». Например, я видел несколько раз фабрику по производству кирпичей. 

К сожалению, слово «Ремесленный», а тем более «Кустарный» сейчас в Российской Федерации носит, по преимуществу, носит ругательный оттенок. Хотя трудовая мораль от мастера к подмастерью во многом и может передаваться  в таких мастерских, так же, как и в производительных артелях.

            Поэтому приходится констатировать, что Индия, наряду с КНР устойчиво продвигается к «Обществу среднего достатка» и, есть надежда, что все полезное, что было получено на этом пути, будет с успехом использовано и в российской глубинке, равно, как и во всей нашей стране, то же состоящей в «БРИКС».