Главная » Инвестиции в искусство - как это правильно делать

Инвестиции в искусство - как это правильно делать

Инвестиции в арт далеко не инновация в современном мире. Чувство прекрасного, свойственное человеку, склоняет его к приобретению предметов искусства. Арт-рынок по многим параметрам схож со своим финансовым собратом. И там, и там есть свои стратегические подходы. Что уж тут говорить о венчурных игроках?

Говоря в первом абзаце о чувстве прекрасного, мы предвосхитили раскрытие тайны о намерениях людей, создававших свои арт-коллекции. Абсолютное большинство из них было собрано увлечёнными коллекционерами, не ставившими перед собой целью дальнейшей перепродажи, то есть их покупки нельзя была назвать инвестициями. Лишь в конце 80-х годов прошлого века искусство стало рассматриваться в качестве предмета капиталовложения. Отсчет был дан, благодаря молодым инвестиционным банкирам и банкам с Уолл-стрит. Первые стали вкладывать деньги в труды своих художников-современников, вторые сосредоточились на предоставлении арт-консультаций и создании арт-активов. Так было до 1991-го года, когда, фигурально выражаясь, «пузырь лопнул».

В конце 20-го века арт-рынок претерпел изменения. Теперь умами аукционных домов завладел первичный рынок. Многие галеристы стали активно применять маркетинговые технологии, в частности, завышая цены. И в этом был свой расчет. Достаточно сказать, что к кризису 2008-го года предметы искусства стали продаваться по баснословным ценам — на руках у покупателей было много денег, и они решали их материализовать.

После того как потери от мирового финансового кризиса были минимизированы, современное искусство в своих ценах вновь испытало рост. Достаточно сказать, что в мае прошлого года на нью-йоркских торгах совокупный итог составил 1 миллиард долларов, а в этом году — 1,2 миллиарда. Важно отметить, что уже долгое время предметы современного искусства ценятся дороже классического. В этом есть свой смысл. Современное искусство продается не ради того, что оно уникальное. Его приобретают потому что оно модное. Покупатели выкладывают большие деньги за произведения искусства, приобретенные в известной галерее, скажем, Ларри Гагосяна. Потому что такие галереи умеют раскручивать предмет продаж. Для покупателя тоже есть свои плюсы. Приобретая творчество, к примеру, Джеффа Кунса, он может быть уверен, что через пару лет сможет его перепродать с наценкой в 15/20 процентов. Важно отметить несомненное положительное отличие искусства от акции — первое никогда не упадет в стоимости до нуля в отличие от второй.

На современном этапе предложение классических произведений искусства неуклонно уменьшается. Круг любителей классики не так уж широк. И если вы полагаете, что, купив сегодня Рембрандта за 45 миллионов долларов, а завтра спокойно продадите его за 80, то вы ошибаетесь. Поклонники классики далеки от связки «купи/продай», они покупают предметы искусства ради самого искусства, знают его ценность. Плюс классики в том, что вы можете точно знать, что даже ваши внуки в будущем при желании продадут его творчество за цену не меньше той, которую выложили вы. Это надёжная инвестиция на долгий срок. Добавим, что коллекционеры старого искусства в большинстве своем не желают его продавать, они им живут. И даже условный миллиард евро за коллекцию наследия русских эмигрантов француза Рене Герры не убеждает коллекционера в необходимости расстаться со своим богатством. Он им живет.

В завершение приведем пару советов от известных галеристов. Эрве Аарон убеждает, что ваш проигрыш неизбежен, когда вы начинаете считать искусство инвестицией. А уже упомянутый ранее Ларри Гагосян призывает к терпению — искусство не приносит быстрые деньги, важно уметь терпеть и накапливать знания. Как покупателям, так и продавцам.