Главная » Работы участников ДВАСКД » Хандурин С.Г. Владыкой мира будет труд (или как уживается израильский кибуц с человеческой природой). ДВАСКД, 2016, 6 с.

Хандурин С.Г. Владыкой мира будет труд (или как уживается израильский кибуц с человеческой природой). ДВАСКД, 2016, 6 с.

Рождественский цикл путешествий ведущие первого канала Владимир Познер и Иван Ургант посвятили Земле обетованной. Их проект «Еврейское счастье» прошел на Центральном телевидении с 4 по 15 января 2016 года.

На наш взгляд наибольший интерес здесь представляет фильм «Кибуц – дело добровольное». Он объясняется следующим.

Другие темы этого проекта, во-первых, так или иначе, оказываются в поле зрения российской журналистики. В особенности это касается истории развития арабо-израильского конфликта.

А, во-вторых, даже когда зритель получает редкую информацию, например, о кашруте и шабате или о том, как устроена армия обороны Израиля, то это в принципе не задевает коренных основ его жизни.

Что же касается такого явления, как кибуц, то, с нашей точки зрения, подробное знакомство с ним вполне может эти основы потрясти, причем в значительной степени. Видимо поэтому в российском информационном поле складывается такая ситуация, при которой для отечественных СМИ все, что связано с кибуцем – это тайна, покрытая мраком. О нем россиянам, как правило, вообще ничего не сообщают. А если некоторая информация и прорывается в медиопространство, то на поверку оказывается, что это натуральные «отрывки из обрывков». Типа «Кибуц – израильский колхоз» или «Кибуцы вырождаются, так как их члены начинают получать деньги за свою работу». Хочется надеяться, что здесь в этом отношении дело обстоит не так печально, но в любом случае устойчивое впечатление, что все так оно и есть, имеется и никуда от этого не уйти.

К счастью, в данном проекте жители нашей Родины, наконец, смогли услышать вдумчивый и основательный рассказ, полный философских размышлений, о трудовых общинах, без которых, скорее всего, никакого еврейского государства никогда бы не состоялось. При этом очевидно, что и сейчас они ему служат и наверняка в будущем очень даже послужат к всеобщей пользе всех его граждан.

Сам этот материал без труда можно найти в интернете, а вот на прозвучавших там размышлениях нам хотелось бы остановиться подробнее. В фильме настойчиво проводятся параллели с тем, что происходило в СССР, где колхозы всей своей практикой дискредитировали социалистическую идею, а кибуцы в Израиле – нет.  Причем, авторы прямо говорят, что им не до конца понятно, где в этих трудовых организациях заканчивается социализм, начинается капитализм, куда они движутся и во что, в конце концов, превратятся.

Как нам представляется, главный вопрос, в этой связи, состоит в том, что именно  мы вознаграждаем по результатам хозяйственной деятельности?

Ведь, по существу, в качестве цели здесь могут быть приняты: вознаграждение труда, вознаграждение капитала или вознаграждение должности.  При этом вознаграждения участникам трудового процесса должны носить принципиально разные названия, во избежание путаницы и дезориентации в рамках проводимой работы.

Насколько нам известно, в английском языке указанные различия присутствуют. Например, salary – жалование, оклад, содержание. Понятно, что все это предназначено для вознаграждения должности, звания и т.п. Wageпо всей видимости, является контрактной суммой, которая образовалась в результате переговоров между специалистом и представителем хозяйственного общества, осуществляющего наем рабочей силы. Ее величина зависит от напряженности на рынке труда. Это, в свою очередь, может, как не компенсировать затраты на воспроизводство трудового потенциала (при значительной напряженности), так и с лихвой их перекрывать (когда такая напряженность отсутствует). Отсюда,  wage labour  и  wage-workнаемный труд,  wage-earnerнаемный работник, а wage-slavery подневольный наемный труд. Она применяется в фирмах, нацеленных на вознаграждение капитала, где затраты на наемный труд считаются издержками, которые необходимо минимизировать. И, наконец,  income доход, образующийся в организациях, нацеленных на вознаграждение труда.         

Возвращаясь к временам Советской власти, которая провозгласила лозунг «Владыкой мира будет труд», можно твердо сказать, что там вознаграждался не труд, а должность. Но, чтобы такое положение дел не бросалось в глаза, и был придуман термин «заработная плата». Тем самым предполагалось донести до граждан мысль о том, что каждый получает в Советском Союзе ровно столько, сколько он заработал. Правда, при подобной постановке вопроса получалось, что «низкая заработная плата» - это, когда работнику недоплатили, а «высокая заработная плата» - когда переплатили. Если же возникает такое словосочетание, как «незаработанная заработная плата», то она невольно воспринимается натуральной абракадаброй, как если бы существовали «недомедведистые медведи».    

Отсюда видно, что «разруха», перефразируя слова известного литературного персонажа, «возникла не в колхозах, а в головах». Поэтому, как правильно заметили авторы цикла, из советских начинаний, в этой части, кроме «белиберды и потоков крови» ничего не вышло.

Но, вот уже четверть века, как мы живем не при Советской, а при Российской власти, но термин «заработная плата», в том числе, благодаря которому рухнул Советский Союз, никуда не девается. Это и не удивительно. Ведь, хотя нашу жизнь до отказа заполнили хозяйственные общества, нацеленные на вознаграждение капитала, однако должности в разных структурах не только остались, но и сильно прибавились числом, по сравнению с временами СССР. И они все также, а то и более, вознаграждаются. Да и предпринимателям куда, как сподручно, любые выторгованные ими у наемного персонала контрактные суммы называть «заработной платой». Правда при этом все чаще ими используются сокращения типа «З/П», как у газеты «МК», которая к Московскому комсомолу давно никакого отношения не имеет. Видимо те, кто эти сокращения применяет, посылают сигнал читающей публике о том, что эта «З/П» также далека от заработка, как «МК» от молодых ленинцев нашей столицы.

Приходится констатировать, что при такой «разрухе в головах» и сигналах обществу эффективной работы в народном хозяйстве, скорее всего, быть не может. Справедливость такого утверждения, в частности, во многом подтверждает прекрасная книга, написанная руководителем Центрального банка Российской Федерации Эльвирой Набиулиной, под названием «Отчуждение труда».  

Что же касается дохода, образующегося в организациях, нацеленных на вознаграждение труда, то, как представляется, у нас дела тут идут, хуже некуда. Как известно, они в своей совокупности составляют систему трудового хозяйства, куда входят: индивидуальная трудовая деятельность, ремесленные и кустарные мастерские, фермерское хозяйство, домашнее хозяйство, трудовые общины и все виды кооперативов. Отсюда выходит, что внутри данной системы силы и средства могут перемещаться от одного вида организаций к другому или вести их совместную деятельность в зависимости от обстоятельств и меняющихся условий существования. Примером этого может служить так называемая «гаражная промышленность» в г. Тольятти, где ремесленные и кустарные мастерские, работающие на базе гаражно-строительных кооперативов (ГСК), выпускают больше запасных частей к автомобилям «Жигули», чем ВАЗ.

Поэтому сам факт, что в кибуце, который, безусловно, является трудовой общиной, происходят процессы дифференциации, упорядочения расходования средств и даже выдача его членам денег, за что бы то ни было, не может рассматриваться, как «переход к капитализму». Скорее всего, здесь налицо применение элементов потребительского и производственного кооперативов в общинной практике.

Дело состоит в том, что организации системы трудового хозяйства используются людьми, как средства улучшения условий своего существования. Поэтому к трудовой общине они обращаются, скорее всего, в годы суровых испытаний. И, когда лихая година оказывается в прошлом, то ее члены могут позволить себе перейти к более мягким формам обобществления. Например, к кооперативным. По этой же причине общинное имущество может быть ими даже приватизировано для того, чтобы стать ремесленниками, кустарями или заняться индивидуальной трудовой деятельностью. Главное в этом процессе состоит в том, чтобы остаться в рамках системы трудового хозяйства, не превращаясь в индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и не создавая хозяйственных обществ.

Что же касается использования кибуцами, фермерами и другими участниками трудового хозяйства наемной рабочей силы, то это объясняется следующим. Во-первых, имеется довольно много специалистов, предрасположенных к наемному труду. При этом, ни на какой другой труд они не согласны. Во-вторых, наемные работники нужны для обучения членов организаций тем или иным навыкам и приемам. В-третьих, перед тем, как приглашать людей в свои ряды, целесообразно проверить их в деле в течение длительного срока, когда они находятся в найме.

К изложенному следует добавить, что знакомство с рассматриваемым фильмом исподволь приводит нас к мысли о том, что человеческая природа неизбежно влечет граждан к индивидуализму, карьеризму и вознаграждению капитала.

Практика  показывает, что это далеко не всегда так. Начнем с того, что та самая природа совсем не мешает существованию совести, которой, с точки зрения чистой прагматики, не стоило бы и появляться на белый свет. Продолжим тем, что людям, вообще говоря, не свойственно долго держать на своей шее дармоедов. Они рано или поздно находят пути воздействия на них. Наконец, совместная деятельность очень часто позволяет добиваться таких результатов, которые одному достичь слишком накладно или вообще невозможно.

Кроме того, трудовые организации, включая общины, выполняют важные общественные функции. Первая – они выступают, как школа местного самоуправления. Вторая – они имеют условия для возникновения, становления и укрепления трудовой морали, без которых никакая работа, в том числе по формированию рынка труда, в принципе невозможна. Именно поэтому из кибуцев вышли такие великие люди Израиля, как Моше Даян, Голда Меир, Шимон Перес и другие.

Из фильма видно, что Еврейское государство понимает и ценит эту роль трудовых организаций и всячески содействует им. Иначе бы никакие общие столовые, больницы, школы и другие учреждения, где работают сами кибуцники, не состоялись. Их бы бюрократия просто замучила инструкциями и проверками. Ну и раз кибуцы существуют вполне официально,то наверняка в законодательстве Израиля есть соответствующие разделы, подробно расписывающие все элементы их создания и существования.

Поскольку фильм адресован российским зрителям, то авторы могли предвидеть то, что они представленную картину попробуют примерить на себя. Например, задаться вопросом о возможности здесь создать кибуц или о том, как в нашей стране обстоят дела с трудовым хозяйством? Ответ на него будет неутешительным. А именно, при ближайшем рассмотрении со всем этим дело обстоит еще хуже, чем в СССР.

Так, известно, что в Советской конституции было предусмотрено существование кооперативной собственности. В действующей конституции Российской Федерации этого нет. Там указана государственная собственность, частная собственность и другие виды собственности. Далее, Гражданский кодекс РФ говорит о возможности функционирования на территории страны:  государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных обществ и кооперативов. Отсюда выходит, что никакие трудовые общины, как организационно-правовая форма, у нас существовать не могут.

Кроме того, производственные кооперативы в этом документе отнесены к коммерческим предприятиям, то есть нацеленным на вознаграждение капитала, что совершенно противоречит их природе. Даже те кооперативы, которые объявлены некоммерческими организациями, нормами закона ориентируются также на вознаграждение капитала. Например, Закон о кредитной кооперации 2009 года предусматривает не только выплаты процентов на вклады, но и начисление дивидендов по результатам деятельности организации на паевые взносы членов кооператива. В кассах взаимопомощи советского периода такого и в помине не было.

Индивидуальная трудовая деятельность, ремесленные и кустарные мастерские в российских законодательных актах отсутствуют, наряду с трудовыми общинами.

Этот пробел по умолчанию гражданам предлагается преодолеть посредством их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ИП). Одновременно россиянам пытаются внушить, что это все одно и тоже. Хотя. На самом деле там такая же разница, как между Черным морем и черной коровой. Фермерские хозяйства, длительное время существовавшие, как ИП, хозяйственные общества и сейчас, после выхода специального закона, продолжают действовать в том же русле. Расхожее мнение о том, что какая бы семья ни была, она обязательно ведет домашнее хозяйство, давно уже кануло в Лету. Система массовой торговли и обслуживания, в рамках которой действуют хозяйственные общества, неуклонно препятствует функционированию таких хозяйств и выхолащивают их суть.

В результате, в настоящее время в нашей стране более или менее удерживают свои позиции садоводческие кооперативы и ГСК. Но они сильно страдают от несовершенства действующего законодательства. Например, поскольку в Конституции РФ частная собственность защищается государством, а кооперативная собственность там даже и не упоминается, то владельцы садовых участков или гаражей имеют полное право пользоваться проездами к ним, даже если никаких сил и средств в возведение этих сооружений не вкладывали. С данными неплательщиками кооперативы могут судиться годами, а они все это время, как ни в чем не бывало, будут пользоваться плодами чужого труда.

Известно, что в любом обществе есть люди, предрасположенные к государственной службе, найму и к деятельности в рамках системы трудового хозяйства. По всему видно, особенность нашей жизни на современном этапе такова, что каждый может, достаточно легко, либо примкнуть к государственным служащим, либо к наемному персоналу. Третьего не дано.

При этом, для того, кто мыслит себя в трудовом хозяйстве, такое примыкание может оказаться чреватым расстройствами здоровья и другими последствиями. Ведь человеку с воспитанной трудовой моралью ничего не стоит стать объектом интриг и эксплуатации, поскольку давно известно, что «тот, кто тянет, на того и валят». Здесь уместно вспомнить крестьянских детей, посланных в 30-е годы двадцатого века на лесоповал для очистки русла Беломоро-Балтийского канала. Они, выполняя, все увеличиваемые начальством нормы выработки, пилили деревья до полного истощения сил, в то время, как иные действовали по принципу «Без туфты и амонала, мы бы не построили канала».

Как представляется, люди чувствуют это и любыми способами уходят в систему трудового хозяйства. Подтверждением тому является факт, который говорит о том ,что по статистике более двадцати миллионов человек трудоспособного возраста официально нигде свои трудовые отношения не оформляют. Думается, что подавляющее большинство из них находится именно в этой системе и в наем не собирается. Тем более, что если они станут действовать по ремесленному принципу, то у властей практически не будет шансов их обнаружить. 

Очевидно, что улучшение жизни в нашей стране возможно только посредством развития многоукладной экономики, где достойное место будет занимать система трудового хозяйства. При этом данную работу следует начинать со знакомства россиян с деятельностью таких систем в других странах. Вот, например, известно, что чуть ли не половина жителей Земли участвуют в кооперативном движении. Его заслуги отмечены ООН, но об этом колоссальном явлении отечественные СМИ почти ничего не сообщают. Рассматриваемый здесь нами фильм о кибуцах дает надежду, что это положение обязательно будет изменено.