Главная » О кооперативном движении » С.К.Куркин. Межрегиональная и приграничная кооперация российского Дальнего Востока и Китая. "Экономическая жизнь Дальнего Востока"

С.К.Куркин. Межрегиональная и приграничная кооперация российского Дальнего Востока и Китая. "Экономическая жизнь Дальнего Востока"

С.К.Куркин С.А.Дудник
Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

При характеристике современного состояния двусторонних торгово-экономических отношений на региональном уровне можно сделать вывод о том, что период экстенсивного роста приграничной торговли оказался исчерпанным. Рост внешнеторгового оборота (1991-1993 гг.) был продиктован тем, что в условиях развала Российского рынка и разрыва связей со странами СНГ, объективно произошла переориентация торговых связей Дальневосточных регионов на приграничные районы Китая.

С точки зрения форм и номенклатуры, приграничные связи с КНР в начале девяностых годов сводились, в основном, к простейшему товарообмену. Имеющиеся материальные запасы позволяли предприятиям и организациям Дальнего Востока и Забайкалья через бартерный обмен в какой-то мере сохранять свой финансовый и производственный потенциал, обеспечивать население приграничья китайскими дешевыми продуктами и товарами первой необходимости.

Либерализация внешнеэкономической деятельности создавала благоприятные условия для ведения коммерческой деятельности со стороны как китайских, так и российских предпринимателей. В 1992-1993 гг. наблюдался значительный рост числа зарегистрированных предприятий с участием китайского капитала, которые составляли от общего их количества соответственно 27,6 и 40,0 процентов. Это имело позитивное значение в части занятости населения, поддержания его материального состояния.

Активизация приграничной торговли, стремительное увеличение ее участников вызвала необходимость принятия мер по вопросам контроля за пребыванием и передвижением граждан КНР, установления упрощенного порядка въезда-выезда для российских и китайских граждан, а также транспортных средств, развития приграничной инфраструктуры, создания зон приграничной торговли.

В соответствии с межправительственным российско - китайским соглашением на протяжении 4000 км. границы установлен 21 пункт пропуска, в том числе два железнодорожных. В настоящее время большинство из них работает по временной схеме, не отвечает современным требованиям ни по пропускной способности, ни по состоянию обустройства.

Неразвитость пограничной, таможенной, финансовой и информационной инфраструктур, рост транспортных тарифов и таможенных пошлин; приближение внутренних цен к мировым, несовершенство платежно-расчетных отношений, неотработанность нормативной базы (четко не определен статус пограничной торговли), отсутствие оборотных средств у предприятий и организаций привели к сокращению количества заключенных сделок и процента выполнения контрактов с компаниями КНР. Определенное влияние на уровень внешнеторговых связей оказали насыщение ДВ потребительского рынка китайскими товарами, их низкое качество и взаимное недобросовестное и неорганизованное ведение бизнеса. Деятельность многих российско-китайских совместных предприятий носила фиктивный характер.

В результате внешнеторговый оборот с КНР за последние 4 года снизился более чем в 2,5 раза. Тогда как с Японией он возрос почти в 1,4 раза, с республикой Корея - в 1,8 раза, с США - в 5 раз. Произошло сокращение стоимостного объема текущих китайских инвестиций. Товарооборот предприятий с китайским капиталом в 1994 г. составил 32,9 млн.дол., в 1995 году - 25,4 млн.долл. Напротив, японские инвестиции составили соответственно 148,0 и 198,7 млн.долл., республики Корея - 42,1 и 56,2 млн.долл., США - 38,3 и 51,8 млн.долл.

Проведенный анализ создавшегося положения позволил сделать вывод, что ориентация хозяйственных связей преимущественно на товарообмен, а не на инвестиционное и кооперативное производство, уже не отвечают потребностям и возможностям приграничных районов России и Китая.
В период визита Президента РФ в КНР 24-26 апреля 1996 г. руководители России и Китая подтвердили свое намерение о принятии действенных мер в целях дальнейшего торгово-экономического сотрудничества, готовность оказывать государственную поддержку развитию приграничных и межрегиональных связей.

Важными предпосылками к этому явилось подписание межгосударственного соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы, решимость сторон в возможно короткие сроки завершить демаркационные работы и параллельно провести переговоры по вопросу о совместном хозяйственном использовании отдельных участков вдоль границы, отходящих по итогам демаркации к другой стороне.

Необходимо признать, что объективные возможности совместной торгово-экономической деятельности и хозяйственной интеграции Востока России и Китая - это пока больше потенциал, который предстоит раскрыть, сообразуясь с опытом истории, географическим положением и имеющимися финансовыми, материальными, природными и трудовыми ресурсами. Наиболее важным является необходимость модернизации многих действующих производств как на Дальнем Востоке, так и в Северо-Восточных провинциях и автономных районах Китая, развития в ДВ приграничных районах на основе привлечения китайских специалистов производства и переработки продуктов растениеводства, строительства объектов гражданского назначения, автомобильных дорог, создания совместных компаний в приоритетных экспортных производствах Дальнего Востока и Забайкалья (лесная, рыбная, горнодобывающая промышленность, цветная металлургия).

Восстановление традиционных коопераций и усиление интеграции сопредельных приграничных территорий, развитие приграничной торговли являются одними из ключевых положений Федеральной Программы долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья, которые нашли свое оформление в специальном разделе "Приграничное сотрудничество". В целях осуществления координации деятельности территорий по вопросам торгово-экономических связей, поиска наиболее эффективных форм и методов их развития Совет Межрегиональной ассоциации образовал Дальневосточный комитет по экономическому сотрудничеству с КНР.

Исходя из приведенного анализа, актуальнейшая задача - разработка и практическая реализация новой модели межрегионального и приграничного сотрудничества, сущностная сторона которой заключается в следующем:

1. Образование на российско-китайской границе международных зон экономического сотрудничества, призванных способствовать на взаимовыгодной основе развитию приграничной экономической и социальной инфраструктуры, обеспечению жизнедеятельности населения приграничья.
В настоящее время стороны отдают приоритет строительству инфраструктурных объектов в зонах приграничного сотрудничества:

- г.Благовещенск (РФ) - г.Хейхе (КНР);
- п.Зарубино (РФ) - г.Хуньчунь (КНР);
- п.Гродеково (РФ) - г.Суйфынхэ (КНР);
- п.Забайкальск (РФ) - Г.Маньчжурия (КНР).

Идея создания приграничных международных, с развитой транспортно-транзитной инфраструктурой систем сотрудничества, пока в полной мере не реализуются из-за отсутствия в России законов о статусе приграничных районов, свободных экономических зонах, а также соответствующих межправительственных российско - китайских соглашений.

2. Развитие межрегиональной торгово производственной кооперации приграничных территорий Китая и России, ее поддержки со стороны государственных органов власти и управления на основе разработки и реализации соответствующей системы льгот и гарантий.
Создание в ДВ регионах России и северо-восточных провинциях Китая совместных производственно - инвестиционных комплексов, где составляющими стали бы российская технология и сырьевые ресурсы (с глубокой степенью переработки), китайские трудовые ресурсы и техника, инвестиции из различных зарубежных стран, прежде всего АТР.

Организация и проведение на межрегиональном уровне постоянно действующих и сезонных международно - промышленных выставок и ярмарок.

3. Создание современной материальной базы для обеспечения охраны государственной границы, дальнейшего развития и функционирования действующих пунктов пропуска и открытие новых. Совершенствование системы отношений между органами власти и управления приграничных территорий, придание заключаемым межрегиональным соглашениям и договорам практическую торгово - производственную направленность.

Создание по согласованию сторон на региональном уровне совместных организаций, рабочих групп по выработке предложений к правительствам России и Китая, законодательным органам по развитию договорно-правовой основы международного сотрудничества в приграничье.

Все это будет способствовать укреплению исторически сложившихся экономических, научно-технических и культурных связей между приграничными районами российского Дальнего Востока и Китая, совместному определению имеющихся проблем в межрегиональном сотрудничестве.