Главная » О кооперативном движении » В.А.Лихобабин. Проблемы конституционно-правового регулирования кооперации. "Экономическая Жизнь Дальнего Востока"

В.А.Лихобабин. Проблемы конституционно-правового регулирования кооперации. "Экономическая Жизнь Дальнего Востока"

В.А. Лиобабин Хабаровская
государственная академия экономики и права

В условиях формирования рыночных экономических отношений естественным было бы предположить, что будет использован как отечественный, так и зарубежный опыт проведения таких реформ, давший положительные результаты.
Разгосударствление, приватизация и персонификация собственности, развитие рыночных форм хозяйствования должно проводиться глубоко продуманно, постепенно, дифференцированно по отраслям экономики и регионам с адекватным конституционно-правовым обеспечением как на федеральном, так и на региональном уровнях. Негативные социальные последствия, связанные с трансформацией социалистических производственных отношений, должны быть минимизированы, а в некоторых ситуациях и компенсированы.
К сожалению, реформы пошли в России не по пути эволюционной трансформации и модернизации, а по пути "революционных преобразований", как тотальное отрицание всего советского, всего социалистического. Вместе с грязной водой, как всегда, выплеснули и ребенка. За политику "вестернизации" Россия платит и платится жестоко, а отрезвление идет очень медленно икпо-существу, только начинается. В конституционно-правовой сфере политическая целесообразность и коньюнктура доминируют, а законы и другие нормативные акты принимаются , что называется, по случаю. Правовая неопределенность нарастает, а за ней наступает и правовой беспредел. Не решают проблем и принятые базовые федеральные законы, даже такие, как Гражданский кодекс РФ, поскольку Указы Президента и Постановление Правительства очень быстро входят в противоречие с ними, а ведь именно эти подзаконные акты и определяют повседневную экономическую, социальную и политическую жизнь страны, ее самочувствие.
Все это в полной и в равной степени относится и к кооперации, и кооперативному движению в нашей стране.
До сих пор отношения государства с кооперативными обществами и кооперативным движением, по большому счету, строятся на прежних принципах. Не меняет дела ни ст.8 Конституции РФ: "признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Заметьте, что нет в Конституции самого понятия кооперативной собственности, она относится к "иным формам собственности". Ни ст.35,36, закрепляющие право частной собственности, ни ст. 71 и 72, определяющие предметы исключительного и совместного ведения РФ и ее субъектов.
А между тем в послевоенных конституциях, конституциях "второй волны" ряда европейских стран, в том числе и стран Центральной и Восточной Европы, содержатся специальные статьи, закрепляющие принципы отношений государств с кооперативными обществами и движениями.
Так, ст.45 Конституции Итальянской Республики 1947 года гласит: "Республика признает социальную функцию коопераций, основанных на взаимопомощи и не приемлют мх целей частной спекуляции. Закон поддерживает и поощряет их наиболее подходящими мерами и обеспечивает посредством надлежащего контроля, характера и целей кооперации.
Закон предусматривает охрану и развитие ремесел" (Цитируется по: Конституция зарубежных государств. -М.: Изд-во БЕК, 1996. с.253).
Еще более определенно на этот счет высказывается Конституция Испании 1978 года в п. 2 ст. 129: "Государственные власти эффективно содействуют как различным формам участия в деятельности, так и деятельности кооперативных обществ путем принятия соответствующего законодательства. Они также представляют возможности для обеспечения доступа трудящихся к собственности на средства производства" (Цитируется по : Конституции буржуазных государств. -М.: Юридическая литература, 1982. С.309).
Конституция Венгрии 1949 года в редакции 1990 года параграф 12 "обязывает государство поддерживать кооперативы, основанные на добровольном объединении, и признать их самостоятельность. Государство обязано также уважать собственность любых сообществ, осуществляющих самоуправление" (См.: Иностранное конституционное право. -М.: Юрист, 1996: С.446).
Примеры можно было бы продолжить, но дело не в примерах, а в принципе: социальное государство признает кооперацию как наиболее адекватную и массовую форму приобщения трудящихся к собственности на средства производства, к управлению собственностью, неотъемлемым элементом современного гражданского общества. А это, как известно, самая главная и самая сложная задача, которую необходимо решить в ходе реформ. Только ее решение может обеспечить необратимость рыночных отношений. Другие организационно-правовые и экономические формы рыночного хозяйства не обеспечивают реализацию этих задач или в силу их преждевременности, как массовой формы, например, крестьянские (фермерские ) хозяйства, или из-за того, что они не обеспечивают преодоления отчуждения трудящихся, да и собственника, от средства производства, от управления ими, например АО, ТОО и ассоциации.
Это прекрасно понимали и А.Н. Энгельгарт, и А.И.Чупров, и А.В.Чаянов в России, когда отмечали, что идея кооперации в земельных отношениях имеет не меньшее значение, чем все крупнейшие технические завоевания, и доказывали, что кооператив никогда не может стать самовладеющим предприятием, имеющим собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов, это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ними и только перед ними. ^
Эти идеи были востребованы В.И.Лениным и Н.И.Бухариным в период НЭПа и М.С.Горбачевым в годы перестройки, и "архитектором" китайской политики модернизации ДЭН Сяопином (см.: Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. -М.: Политиздат, 1988).
Эти идеи и ценности заложены в Устав Международного кооперативного альянса (ст.2 "Цели", ст.5 "членство" и др.)
Новый Гражданский Кодекс РФ (ст. 107-112, 116) также пошел по этому пути, но ограничился только формой производственного и потребительского кооператива. К сожалению, за бортом ГК остался вопрос о кредитных кооперативах, а между тем, это очень важный институт адаптации граждан к финансовому рынку и эффективное средство социальной защиты.
Затягивается принятие Федерального Закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан (о кредитных потребительских союзах)".
Между тем кредитная кооперация также имеет глубокие корни в России, как в дооктябрьский (во второй половине 19 века), так и в советский период: Декрет 24 января 1922 года "О кредитной кооперации", а с 30-х годов в форме касс взаимопомощи при профсоюзных организациях и учреждениях. И не случайно спонтанной реакцией на ухудшение социального положения трудящихся стало создание в 1991-92 гг. кредитных союзов в нашей стране во многих регионах. А в Волгоградской области в 1995 г. был принят Закон "О кредитных потребительских кооперативах на территории Волгоградской области". Администрацией области были приняты постановления и распоряжения, связанные с порядком регистрации, развитием и контролем данных кооперативов, вплоть до освобождения их от всех местных налогов и от той части федеральных, которые зачисляются в областной бюджет.
Богат и мировой опыт кредитных кооперативов: есть Всемирный Совет кредитных союзов, национальные союзы. В Канаде, например, кредитные союзы охватывают 35% всего населения страны.
Полагаю, что и отечественный и зарубежный опыт кредитных кооперативов, особенно Канады, с которой у Хабаровского края деловые связи, должен быть востребован как Законодательной Думой Хабаровского края, так и Администрацией края, кстати, в примерной программе законодательной деятельности Думы на 1996-1997 гг. кооперативам и их проблемам места не нашлось, требуются коррективы. А нашим депутатам в Государственной Думе и Совете Федераций Федерального Собрания РФ инициировать принятие базового Федерального Закона "О кооперации" или законов об отдельных ее видах, чтобы определить, наконец-то, принципы отношения государства к кооперации и кооперативному движению и цивилизованные формы их взаимоотношений, обеспечить нормальные условия их становления, развития и интеграции, в том числе и в мировые кооперативные структуры.
Сегодня же государственные органы, в том числе и Президент и Правительство РФ, демонстрируют свое непонимание сущности, роли и месте кооперации и кооперативного движения в становлении именно в России рыночных отношений социального, правового и демократического государства. Об этом свидетельствует налоговый пресс на кооперативы, что препятствует их становлению и развитию. Об этом свидетельствует Указ Президента РФ № 795 от 31 мая 1996. " О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами" и принятое во исполнение Постановление Правительства РФ № 730 от 24.06.96 г., являющееся фактом прямого вмешательства в деятельность потребительской кооперации, хотя, справедливости ради, следует отметить некоторую либерализацию отношения к потребительской кооперации в сфере налогообложения, тарифных ставок на энергоносители, лизинга и т.п. Но это скорее реакция на конкретную ситуацию, чем прообраз долгосрочной политики.
Необходимо возрождать дух, идеологию кооперации, кооперативную теорию и практику, формировать у населения кооперативную психологию, а сделать это можно только на основе добротных базовых Федеральных Законов о кооперации и соответствующих законов субъектов Федерации, проводя хорошо продуманную и последовательную государственную политику.