Кооперативное движение Дальнего Востока

Сайт создан Дальневосточной Ассоциацией Кооперативного Движения (ДВАСКД) для накопления и систематизации материалов Дальневосточных, Российских и зарубежных ученых, специалистов, практиков, кооператоров и всех заинтересованных лиц, которые могут оказаться полезными в деле развития кооперативного движения на Дальнем Востоке.

Проблемы выявления предрасположенности к кооперативной деятельности в молодежной среде

Многочисленные инициативы Мирового кооперативного сообщества, наиболее актуальным из которых является опубликованное в мае 1995 года  "Послание к молодежи МКА показывает, что вовлечение в кооперативную деятельность молодых людей является важным, но крайне трудным делом.

Достаточно сказать, что из имеющегося на Земле миллиарда кооператоров более  90% составляют люди достаточно зрелого возраста.

Проблема состоит в том, что кооперативная деятельность направлена на достижение таких целей как: поддержание покупательной способности, борьба с ростовщичеством, защита результатов труда, противодействие безработице, и.т.п.,  где на первое место выдвигается рачительность и другие качества, которые не несут в себе ореола романтичности, требуют повседневного кропотливого труда, а также не гарантируют быстрого и эффективного достижения успеха. В то же время материальная поддержка родственников, надежда на протекцию и успех при продаже своих услуг по максимально высокой цене на рынке труда, наличие перспектив и пр. приводит к  тому, что иллюзии того, что неудачником всегда будет кто-то другой еще долго занимают умы Молодежи.

В месте с тем указанные выше интересы и представления молодежи проявляются в разной степени в зависимости от тех условий, в которых приобретались знания, навыки и воспитывался конкретный человек.           Представляется, что Российская молодежь, прошедшая соответствующую подготовку в разнообразных кружках, школах ДОСААФ, клубах и подобных им организациях, равно как и участвующая совместно со своими наставниками в ремесленной деятельности, работах в фермерском,  личном подсобном хозяйствах и др., безусловно, имеет гораздо большую предрасположенность к кооперативной деятельности чем юноши и девушки сформированные в урбанизированной городской среде, ограничивавшие себя стандартами школьных и иных программ, а также имеющими, опыт получения неадекватных вложенному труду вознаграждений в процессе их участия в деятельности хозяйственных обществ.

Во-первых, соответствии с ныне действующим законодательством членами всех видов кооперативов могут стать граждане с 16-летнего возраста. Следовательно, с момента вступления в кооператив до срока поступления в учебное заведение может пройти два и более года.

Во-вторых, даже если юноши и девушки не имели возможность непосредственно участвовать в кооперативной деятельности, то работа в кооперативных организациях их ближайших родственников и старших товарищей могла быть для них примером хозяйствования на основах взаимопомощи и демократических принципов управления процессом производства и оказания услуг.

В обоих случаях общие собрания кооператоров, имея в виду то отношение к ценностям кооперативного движения, которое проявляет оказавшаяся в их сфере влияния молодежь, могут направить лучших ее представителей для получения соответствующих знаний в ДВАСКД.

Представляется очевидным, что у указанных ранее юношей и девушек взгляды на ведение хозяйственной деятельности в своей основе имеет солидную базу для формирования предрасположенности к реализации кооперативных форм и методов по организации народных предприятий способных развиваться благодаря трудовому характеру сложившихся в них отношений.

Практически получается, что данная предрасположенность у них уже заложена в детском и юношеском возрасте. А специалистам сферы кооперативного образования остается только предпринять усилия по ее оформлению и формированию как системы взглядов осознанных и признанных обучающимися, но не оставшимися на подсознательном уровне.

При оказании образовательных услуг представляется целесообразным иметь ввиду то, что при формировании предрасположенности к кооперативной деятельности у студентов необходимо учитывать те цели и задачи которые ставят как они сами, так и те, кто их направляют на эту учебу. В том случае, когда в качестве таких целей выступает приобретение знаний и навыков позволяющих сразу после окончания процесса обучения занять престижные места в хозяйственных обществах, нет необходимости вести углубленную работу в данном направлении, а достаточно ознакомить этих молодых людей с характером и масштабами кооперативного движения, его историей, а также с кооперативными методами и принципами, как  экономическими, так и демократическими. При этом обучающимся необходимо пояснять, что данные знания им нужны, для того чтобы в будущем они могли учесть силу воздействия на их акционерные общества, концерны, ООО и др. организованного кооперативного движения. Очевидно, что здесь не может быть речи о привитии таким студентам этики принятой мировым кооперативным сообществом.

Если же среди учащейся молодежи оформившей свои отношения с ДВАСКД в рамках получения образовательных услуг, окажутся такие студенты, которые проявят интерес к теории и истории кооперативного движения и пожелают влиться в полнокровную кооперативную деятельность, то с ними необходимо проводить такую же работу, как и с посланцами кооперативов, а в случае необходимости и распространить на них все кооперативные льготы.

В отличие от положения которое имеется в хозяйственных обществах, для успеха кооперации требуется господство в душе человека не жажды богатства и страха потерять работу, что равносильно потере средств к существованию и утрате своего социального статуса, а чувства общественной солидарности, готовность жертвовать личным интересом ради интересов общественной группы.

Вот почему трудовое хозяйство настоятельнейшим образом требует не столько обучения, а в гораздо большей степени воспитания соответствующего человека.

Затрачивая огромные суммы на поднятие духовного уровня современного человека, устраивая библиотеки, музеи, учебные заведения, курсы, лекции, народные дома, кооперация следует не только свойственным ей идейным мотивам, но и своему правильно понятому хозяйственному интересу. Ибо для достижения своих хозяйственных целей кооперация должна, прежде всего, создать человека, способного ей служить.

Кооперация может преуспевать лишь в атмосфере энтузиазма, увлечения высокими целями. Энтузиазм также необходим кооперативам, как  жажда богатства и напряженность на рынке труда хозяйственным обществам.

Отсюда создание кооперативов среди людей, чуждых общественной солидарности и думающих лишь о себе - совершенно невозможное предприятие.

В то время как хозяйственным обществам не приходится заботится о создании требующегося для них человека - ибо об этом достаточно позаботилась сама природа, - кооперативам нужно создавать своего человека с величайшими усилиями, так как весь современный строй хозяйства воспитывает в человеке отнюдь не те душевные свойства, которые требуется для кооперативной деятельности.

Кооперации нужно идти против господствующего течения, создавая встречное историческое движение, которое должно преодолеть течение благоприятное для хозяйственных обществ.

Но победы и завоевания кооперативного движения возможны лишь благодаря росту кооперативного воодушевления и энтузиазма.

Вот почему в кооперативной литературе всех стран мира обычно так сильно звучит идеалистический мотив. Почти все популярные работы, посвященные кооперации, - все эти бесчисленные брошюры и листовки, кооперативные календари, журналы и газеты которые с радостью ждут миллионы кооператоров, - являются в большей или меньшей степени хвалебными гимнами кооперативному движению, более или менее удачными попытками доказать величие, силу и моральную красоту кооперации.

В отличие от беспристрастного научного исследования, для которого система кооперации является таким же точно предметом как всякий прочий, кооперативная пропаганда ставит себе иные цели и совершенно законно апеллирует не только к разуму, но и к чувствам людей, стремясь увлечь массового читателя яркими картинами возвышенности и благородства целей кооперативного движения.

При таком положении дела и для научного исследования кооперации вопрос о конечной цели кооперации - о кооперативном идеале - приобретает первенствующий интерес. При этом сущность идеала в том то и заключается, что идеал есть некоторый абсолют, нечто верховное, не знающее ограничений.

Идеал есть верховная ценность, на которой основываются и из которой исходят низшие ценности, но выше которой ничего нет и быть не может. Подтверждением того, что он действительно существует, является то, что, обращаясь к живой действительности, нельзя не видеть что кооперативное движение, включая национальные союзы стран Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР), в целом проникнуто самым действенным и мощным, неподдельным в своей искренности, глубоким идеализмом. Это, в свою очередь, подтверждает, что кооперативный идеал не только существует, но и что это самый высокий социальный идеал, который только может себе представить человеческая мысль.

Дело в том что кооперация отрицает какую бы то ни было власть человека над человеком, власть большинства над меньшинством совершенно также, как и власть меньшинства над большинством. Кооперация вполне свободна - кооператив никого не принуждает вступать в члены кооператива и никого не задерживает в своей среде.

В кооперативе нет принудительной власти. Правление, избранное членами, отнюдь не является такой властью, ибо каждый может избавиться от подчинения данному правлению, выйдя из кооператива. Весь строй кооператива в каждый данный момент определяется связанным договорами участвующих в нем лиц и может быть во всякий момент изменен в желательном смысле. Правда, этот строй определяется волей большинства, и меньшинство должно склоняться перед этой волей. Тем не менее, воля меньшинства нисколько не подавляется волей большинства, ибо меньшинство имеет полную возможность уйти из кооператива и построить новый, свой собственный кооператив, в котором получит полное проявление воля тех лиц, которые были не согласны с решениями большинства членов старого кооператива.

Это показывает, что в кооперативе осуществляется в принципе самый высокий социальный идеал. С точки зрения современного социального мировоззрения, признавшего человеческую личность высочайшей ценностью мира, абсолютной целью в себе, только свобода личности и может быть признана высшим социальным идеалом.

Социальный идеал требует вполне свободного общества. Но, конечно, вполне свободное общество не есть общество, лишенное организации, и в свободном обществе одни люди должны руководить действиями других, а другие должны исполнять указания первых. Но такое исполнение, чтобы быть свободным, должно основываться не на принуждении, не на власти руководителя, а на добровольном согласии исполнителя следовать указаниям руководителя.

Кооператив дает нам образчик свободного общественного союза уже в недрах современного общества. Поэтому деятельность кооперативов в конкретных муниципальных и территориальных образованиях является непременным условием развития местного самоуправления.                                                                                       

Правление кооператива не обладает принудительной властью, но его деятельность существенно важна для успеха кооперативной работы, правление организует все хозяйство кооператива, указывает задачи и цели каждого кооператора, устанавливает взаимную зависимость всех отдельных частей и элементов кооперативного хозяйственного целого, не опираясь ни на какой внешний авторитет, кроме согласия каждого члена кооператива подчиняться решениям большинства.

На основании изложенного видно, что выявление предрасположенности у юношей и девушек к кооперативной деятельности по сути означает фиксацию стремления к реализации личной свободы через хозяйственную деятельность.

Принято думать, что всякий человек стремится к свободе. Основоположники марксизма полагали, что движение к ней должен возглавить именно наемный персонал. То его свойство, что ему нечего терять кроме своих цепей представлялось условием, которое в обязательном порядке делает его могильщиком буржуазии. Однако практика показала, что наемный персонал стремится не столько уничтожить, сколько породить ее. Подтверждение этому можно найти в недавней практике стран социалистического содружества, когда в том числе и под влиянием рабочих бывшая советская номенклатура создавала хозяйственные общества в так называемом теневом секторе.

В конце 60 годов уходящего столетия такие деятели как Герберт Маркузе, Кон Бендит, Руде Дучке и другие, доказали справедливость представленного выше тезиса и заявили что по настоящему стремиться к свободе может только молодежь. Эта теория была поддержана во всех государствах, а в 1968-69 годах в наиболее развитых странах прошли студенческие волнения. На поверку оказалось, что молодежь при всех ее качествах, которые должны были подтвердить выдвинутое положение, в своем большинстве стремление к свободе не высказывает. Дело в том, что ее на этом пути ограничивает желание реализации радужных перспектив, о которых говорилось ранее, а это в свою очередь требует скорее приспособления и подчинения уже имеющимся условиям и требованиям.

М.А. Бердяев в книге "Философия свободного духа" заявляет, что в своей массе люди предпочитают свободными слыть, а не быть. Это происходит потому что свобода - нелегкое бремя, крест, так как принятие решений неизбежно связано с постоянным риском и личной ответственностью. Поэтому большинство легко отказывается от  свободы во имя спокойствия и благополучия, они с трудом выносят непомерное бремя свободы и готовы скинуть его, переложив на более сильные плечи.

Таким образом, задача стоящая перед всеми кто работает с молодежью по определению предрасположенности к кооперативной деятельности состоит в том, чтобы выяснить имеется ли у молодых людей, юноши или девушки задатки, которые позволяют им взяв на себя бремя ответственности избегать методов принуждения по отношению к тем, кто принимает на себя обязательства действовать под их руководством.