Главная » О кооперативном движении » Програма курса адиктологии (психологии зависимости) для школы добровольцев. "Милосердие", 2004, 5 с.

Програма курса адиктологии (психологии зависимости) для школы добровольцев. "Милосердие", 2004, 5 с.

1. Понятие зависимости. Концепция зависимости как болезни, что такое болезнь. Динамические понятия нормы и патологии. Необходимость рассмотрения духовного аспекта реальности для определения болезни. Ограниченность позитивистских критериев раз-личения нормы и патологии (например, критерия "4 D"). Духовная основа зависимости. Различные представления о духовности. Вторичность биологических, психологических, социальных и других причин зависимости. Взаимосвязь и взаимовлияние всех этих факторов.

2. Биологический аспект зависимости. Организм как целостная система. ЦНС и нейро-медиаторы (нейротрансмиттеры). Эндогенные опиоиды: эндорфины (энкефалины). Другие эндогенные "наркотикоподобные" вещества, их схожесть с экзогенными. Нейрохимические механизмы формирования наркотической и алкогольной зависимости. Генетические факторы формирования зависимости.

3. Личностные (собственно психологические) аспекты зависимости. Созависимость как объяснительный принцип. История возникновения понятия. Определения созависимости. Симптомы созависимости (объективные и субъективные). Синдромология созависимости. Созависимость и неблагополучная семья. Созависимость как фактор нарушения семейных взаимоотношений. Функции семьи, их нарушение. Признаки неблагополучной (дисфункциональной семьи). Роли взрослых и детей в неблагополучной семье. Выздоровление от созависимости. Краткие сведения о движениях самопомощи для созависимых: Ал-Анон, Взрослые дети алкоголиков, др.

4. Социальный и социо-психологический аспекты зависимости. Всеобщность феномена зависимости ("наркомании" в расширительном значении). Психологические теории возникновения зависимости (психодинамические, бихевиористские, социокультурные и др.). Роль общества и культурно-исторических стереотипов в формировании созависимости и зависимости. Созависимость - явление характерное для всей системы человеческих взаимоотношений. Созависимое (и зависимое) общество. Симптомы созависимости и зависимости в обществе. Примеры социокультурных стереотипов.

5. Алкоголизм как один из видов химической зависимости. Алкоголизм как био-психо-социальная болезнь, имеющая духовную основу. Болезнь вообще и духовность. Субъективный и объективный подходы к описанию симптомологии алкоголизма. "Внутренняя картина болезни". Сочетание этих подходов в симптомологии Еллинека (Джеллинека). Определение алкоголизма ВОЗ. Различие между алкоголизмом и злоупотреблением. Фазы развития алкогольной зависимости по Джеллинеку. Симптоматика различных фаз, связь различных симптомов между собой и логика их развития. Раз-личные классификации алкоголизма. Классификация Джеллинека (альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон-алкоголизм). Недостатки и достоинства классификации Джеллинека. Другие классификации алкоголизма (американских, европейских и российских авторов: Портнова, Пятницкой и др.). Социальнонормативный подход к классификации злоупотребления алкоголем: классификации Американского национального Совета по алкоголизму, ВОЗ и др. Три группы признаков, выделяемые классификацией ВОЗ: изменения поведения, изменения субъективного состояния (самочувствия) и изменения психобиологического состояния. Различие в понимании природы алкоголизма как фактор, определяющий различие подходов к терапии этой болезни.

6. Наркомания. Различные понимания этого термина. Виды наркомании, их особенности и симптоматика. Различные наркотические субкультуры и социокультурный аспект наркомании. Виды наркотических и лекарственных препаратов, их воздействие на орга-низм и симптомы, возникающие при отрыве от них (депрессанты, опиаты, стимуляторы, галлюциногены, ингалянты).

7. Абстинентный синдром, его причины и проявления. Патофизиологический и био-химический механизм этого явления. Четыре классические симптома, входящие в абстинентный синдром: абстинентное состояние ("похмелье"), эпилептиформные припад-ки, расстройства восприятия, алкогольный делирий. Различия в общей картине абстинентного синдрома, их причины. Терапия абстинентного синдрома: медикаментозный и безмедикаментозный ("социальный детокс") подходы.

8. Срыв и рецидив. Различные представления о срыве. Срыв как процесс. Стадии и симптомы развития срыва (по Горскому и др.). Причины и факторы срыва.

9. Развитие подходов к лечению зависимости. Методология, основные направления (физиологические, биологические, психологические (проблемно-психоаналитические), социологические и социальные, духовно-ориентированые. Безуспешность подходов, не учитывающих комплексность и целостность природы человека.

10. Метод терапевтической общины как отображение целостности жизни во всей ее полноте. История возникновения и развития метода терапевтической общины. Его различные применения и модификации. Обзор важнейших терапевтических общин для наркоманов и алкоголиков в Америке и Европе (Синанон, Дэйтоп-виллидж, CEIS, МОНАР и др.). Эффективность этих подходов. Различия в методологии и идеологии различных терапевтических сообществ и причины этих различий. Фазы лечения в терапевтических общинах (установление контакта и создание мотивации на лечение; дезинтоксикация; физическая, психологическая и духовная реабилитация; ресоциализация). Необходимость ясного понимания значения духовной сферы для исцеления человека, духовного смысла физических и психических болезней: духовность истинная и лжедуховность в терапевтических общинах. Общинность и сектантство.

11. Исторические предпосылки возникновения и развития терапевтических со-обществ, движений самопомощи, групповой психотерапии.уховность в терапевтических общинах. Общинность и сектантство.
Линия развития, про-слеживаемая Моурером и другими исследователями для терапевтических сообществ типа "Дэйтоп": через АА к Оксфордским группам и далее к первохристианским общинам. Христианские корни истинно терапевтических подходов.

12. Методы и направления духовноориентированной психотерапии и психокоррекции. Краткая история возникновения новых истинно духовных и псевдодуховных направлений в этих областях знаний. "Гуманистический" подход в психологии. Его антропоцентризм и отличие от христианских подходов. Групповая психотерапия (Эсален и др.) как продолжение и развитие (в основном - в "гуманистическом" направлении) концепции терапевтической общины. Альтернативные гуманистическим варианты общинности в терапевтических подходах: "Программа 12 Шагов" и различные движения самопомощи, приюты-общины, движения "Ковчег" и "Вера и Свет" Жана Ванье и др. "общинные" подходы в работе различных социальных структур: спецшкол, пенитенциарных учреждений, больницах (главным образом психиатрических), системе индивидуальной социальной помощи.

13. Программа 12 Шагов как отдельная ветвь терапевтических общин и групповой терапии. Важнейшие этапы развития концепции терапевтической общины и "Программы 12 Шагов": раннехристианские общины; реформация; евангелисты 19 века; "Христианское братство первого века" / "Моральное перевооружение" / "Оксфордская группа". Деятели этих движений: епископальный священник Сэмюэль Шумейкер, др. Френк Бушмен, Генри Райт (YMCA - Young Men's Christian Assosiation), Вильям (Билл) Уилсон и Роберт Смит (доктор Боб) и др. История возникновения движения Анонимных Алкоголиков (АА). Содержание Программы 12 Шагов. Другие 12-Шаговые программы, возникшие на основе программы АА: АCOA (Взрослые дети алкоголиков), Narcotics Anonimous (1962), Nar-Anon, Al-Anon, Alateen, Alatot, Overeaters Anonimous, Gamblers Anonimous, Emotion Anonimous, Sex and Love Addicts Anonimous (1984), Depressive Anonymous, Neurotics Anonymous, Families Anonymous, Parents Anonymous, и др. Соот-несенность Программы 12 Шагов с принципами христианской духовной жизни. Содержательная характеристика "Шагов", их различная классификация. Духовное содержание и психологическая интерпретация принципов "Программы 12 Шагов".

14. Миннесотская модель терапии. Даниэль Андерсон и его разработки. Лечебный центр Хейзелден. Структура этого подхода. Его характеристики. Принципы терапевти-ческого подхода в Миннесотской модели: алкоголизм является заболеванием (хрони-ческим, первичным, биопсихосоциальным с духовной основой, смертельным, возни-кающим не по вине заболевшего); концепция химической зависимости (и распространение терапевтического подхода на все виды этой зависимости); безмедикаментозная терапия; caring versus curing model; разносторонняя подготовка персонала; центр должен представлять собой терапевтическое сообщество; сотрудничество с пациентом; возложение ответственности за выздоровление на пациента; поощрение открытости общения; конфиденциальность и анонимность; использование опыта выздоравливающих; возможность научиться трезвому образу жизни; сотрудник как модель поведения для пациента, а взаимоотношения между сотрудниками модель для построения взаимоотношений пациента с другими людьми; привлечение к терапевтическому процессу всей семьи пациента.

15. Типовые элементы терапевтического процесса в Миннесотской модели: приемное собеседование с пациентом; разъяснение пациенту задач, методов, правил и условий терапии; оценка всех индивидуальных нужд пациента; разработка индивидуального плана терапии; коррекция плана; индивидуальное, групповое и семейное консультирование; обучение пациента необходимым жизненным навыкам; ориентация пациента на участие в группах самопомощи и разъяснение основных принципов работы этих групп; при необходимости медицинское и психолого - психиатрическое обслуживание; участие в работе с пациентом священнослужителей; специальная образовательная программа; терапевтически спланированная организация досуга; планирование терапии после выписки; сбор катамнестических сведений (в рамках посттерапевтической программы или отдельно). Другие формы терапии по Миннесотской модели: программы длительного пребывания; промежуточные стационарные учреждения ("дома на полпути"); амбулаторные программы; дневные стационары и т. д.

16. Специфика терапевтического процесса в Миннесотской модели. Направлен-ность различных этапов терапии: 1) создание и укрепление мотивации к терапии; преодоление анозогнозии (Первый Шаг); разработка индивидуального плана терапии; Второй и Третий Шаги; 2) работа по индивидуальному плану; выделение более глубо-ких личностных проблем, анализ своих личностных качеств (Четвертый Шаг); обсуждение и преодоление трудностей работы над Четвертым Шагом; Пятый Шаг; 3) Фокусировка на осознании и поиске путей решения проблем отношений пациента с другими людьми (в семье, на работе и т.д.); знакомство и обсуждение содержания остальных Шагов (с шестого по двенадцатый); работа над посттерапевтическим планом. Специфика программ для подростков: организация специальных молодежных групп АА и АН; отдельные психотерапевтические группы; специальная подготовка сотрудников; адаптация лекционного материала по форме и содержанию. Интервенция: понятие и оценка.

17. Проблемы, осложняющие терапию зависимостей. Сопротивление терапии ("саботаж"). Способы саботажа. Психологические защиты. Защитные проявления скрытого гнева, поведенческие проявления защиты. "Двойной диагноз", его разновидности: лич-ностные нарушения (антисоциальные личностные нарушения, пограничные нарушения личности), аффективные расстройства (истинная депрессия, дистимические нарушения, биполярные расстройства, тревожные нарушения (фобии, тревожные состояния, посттравматические стрессовые расстройства), шизофрения, органические поражения мозга. Насилие: общие понятия, связь с химической зависимостью. Виды насилия. Консультирование людей, перенесших сексуальное насилие.

18. Проблемы подготовки персонала для реабилитационных программ. 12 функций консультанта: первичное обследование (screening); прием пациента в терапевтическую программу (intake, admission); ориентация пациента в проблеме и способах ее решения (orientation); оценкаимеющихся проблем, постановка диагноза (assessment); планирование терапии treatment planning; собственно консультирование (counselling); ведение пациента (case management); преодоление кризисных ситуаций; обучение пациента (client education); направление пациента к другим специалистам или другим источникам получения помощи; ведение записей и составление отчетов; консультирование с другими специалистами. Квалификационный минимум консультанта. Этика профессии. Созависимость у профессионалов. Супервизия: понятие, цели, методы. Необ-ходимость для специалистов помогающих профессий работы над решением собственных личностных проблем. Группы Балинта и другие возможные способы супервизии. Государственные структуры, ответственные за супервизию (на Западе).

19. Профилактика зависимости и созависимости. Личностная мотивация в профи-лактике. Духовный потенциал. Необходимость собственного выздоровления от созависисмости и зависимости. Новые методы и подходы к профилактической работе с детьми и молодежью. Информационно-профилактическая работа. Работа с семьями. Группы самопомощи как вид профилактики. Химическая (и другая) зависимость и неформальные группы. Химическая зависимость и преступность.

20. Необходимость, возможность, условия и принципы координации и взаимо-действия различных структур, работающих в области профилактики и преодоления зависимости. Возможность эффективной профилактики и терапии зависимости только при комплексном подходе и наличии координированной системы организаций и учреждений, совместно решающих все задачи, связанные с терапией зависимости. Профессиональные контакты. Взаимодействие лечебных систем различной направленности и ориентации.

Межпрофессиональные и междисциплинарные контакты. Конфессиональные взаимодействия. Взаимодействие государственных, общественных и частных структур с религиозными организациями. Взаимодействие с движениями самопомощи. Организация вышеперечисленных видов взаимодействия в странах Европы и Америки. Особенности этого взаимодействия в Америке как в протестантской стране. Опыт такого взаимодействия в России, его значение.