Кооперативное движение Дальнего Востока

Сайт создан Дальневосточной Ассоциацией Кооперативного Движения (ДВАСКД) для накопления и систематизации материалов Дальневосточных, Российских и зарубежных ученых, специалистов, практиков, кооператоров и всех заинтересованных лиц, которые могут оказаться полезными в деле развития кооперативного движения на Дальнем Востоке.

Условия формирования навыков создания кооперативов среди студентов

В начале нынешнего столетия на многочисленных съездах Российских кооператоров решался вопрос о формах реализации кооперативного образования. В процессе дискуссии выявилось три направления.          Сторонники первого направления утверждали, что в России имеется достаточно государственных и частных учебных заведений выпускников которых можно использовать в кооперативах. При этом для осуществления правильной ориентации предлагалось тратить кооперативные средства для выполнения специальных курсовых, выпускных и иных работ.

Те, кто представлял второе направление предлагали учреждать кооперативные факультеты и отделения при уже существующих Вузах и Сузах.

Им противостояли кооперативные деятели, которые утверждали, что на практике такие выпускники способны превратить кооператив в хозяйственное общество, что, с  позиции кооперативной идеологии, гораздо хуже, чем ликвидация кооператива.

В конечном итоге возобладала точка зрения последних, которые считали, что русскому кооперативному движению необходимо иметь специалиста воспитанного в кооперативном духе, потому что обычный специалист полагает что его благополучие должно быть прямо пропорционально промышленному или торговому обороту. В то время как на самом деле благополучие специалиста должно быть обратно пропорционально тем претензиям, которые могут высказать в его адрес многочисленные кооператоры.

Таким образом,  для выше названных целей была создана и действовала в своё время система кооперативного образования.                   

Специалист же воспитанный в кооперативном духе должен хорошо понимать, что в отличие от хозяйственных обществ кооперативы занимаются не организацией рынка, а организацией потребителей, что хорошо видно в Приложении 2. Это, в свою очередь, позволяет реализовывать процесс привития навыков самостоятельной хозяйственной деятельности посредством индивидуального ученичества  мастеров. Как известно в СССР процесс индивидуального ученичества у мастеров происходил повсеместно. Каждому молодому работнику трудовой коллектив выделял наставника и брал на себя неизбежные издержки по его обучению. Однако, он был прекращен с переходом предприятий в собственность хозяйственных обществ. Они исходят из того, что работник должен прийти с рынка труда с уже имеющимися знаниями, навыками и др.

Такое положение дел самым негативным образом влияет на возможность юношей и девушек реализовать свои силы и раскрыть  способности. В связи с этим представляется, что такого рода ученичество может возникнуть уже в процессе обучения в вузе и ссузе. Условия в которых находятся обучаемые, объективно могут побуждать молодежь действовать в указанном направлении. Такая деятельность особенно необходима при обеспечении их полноценным питанием, интересным досугом и удовлетворительными жилищными условиями.

Благодаря международным связям ДВАСКД известно, что эти вопросы студенты других стран решают посредством создания в стенах учебного заведения соответствующих потребительских кооперативов и ремесленных мастерских, позволяющих с одной стороны организовать самообслуживание и самоуправление, прежде всего, в студенческом общежитии, а с другой стороны, обеспечить преемственность этой системы в будущем. По некоторым данным около половины организаций входящих в Союз Кооперативов префектуры Ниигата (Япония)- побратима города Хабаровска - это Университетские кооперативы, осуществляющие вышеуказанную деятельность.

Практика показала, что становление такой системы на первых порах должно начинаться именно с ремесленных мастерских, а потом уже их участники и образовавшиеся вокруг них группы поддержки могут стать способными  началу кооперативной деятельности, как в виде потребительских кооперативов, так и в виде трудовых артелей.

Имеется определенный опыт создания школьных, ученических и студенческих кооперативов, как в России, так и в СССР. В частности, в свое время журнал "Советская потребительская кооперация" публиковал статьи на эту тему, где, в общем, подтверждается указанная тенденция. В этой связи, представляется целесообразным в общежитиях ведущих вузов Дальнего Востока, в качестве варианта для обсуждения, выделить специальные этажи, где можно было бы  устроить своего рода "Город мастеров в миниатюре". Там могли  проявить себя и молодые мастера и их подмастерья.