Главная » О кооперативном движении » Э.Н.Рудык. Производственные кооперативы: мировой опыт и российские реформы.

Э.Н.Рудык. Производственные кооперативы: мировой опыт и российские реформы.

Э.Н. Рудык,
Институт проблем занятости РАН и Минтруда России, г.Москва

Одной из глобальных тенденций мирового развития является процесс демократизации собственности, проявляющийся, в частности, в становлении и развитии производственных кооперативов.

Как показывает мировой опыт, производственные кооперативы имеют существенные преимущества - в первую очередь, на уровне мелкого и среднего производства - перед государственными предприятиями с авторитарной системой управления и традиционными частно-индивидуальными и частно-акционерными компаниями: более высокая мотивация к труду, более справедливое распределение доходов, меньшее количество производственных конфликтов и др. Разумеется, производственные кооперативы имеют и слабые стороны: высокая степень финансового риска для работников-собственников, трудности с привлечением внешних инвестиций и др. Следовательно, они должны найти свою нишу, в которой производственные кооперативы оказываются более эффективными, более отвечающими экономическим условиям и социокультурным традициям страны.
Свою нишу производственные кооперативы должны найти и в России - стране с давними традициями трудовой демократии и, прежде всего, в ее артельно-кооперативных формах. Однако на пути к нахождению российскими производственными кооперативами своей ниши были возведены искусственные барьеры и ограничения.

Во-первых, в период с введения в действие с 1 января 1991 г. Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" до введения в действие с 1 января 1995 г. первой части ГК РФ производственные кооперативы были исключены из перечня организационно-правовых форм предприятий.
Во-вторых, отсутствие в Законе СССР "О кооперации в СССР" ограничений привлечения наемных работников. В результате в большинстве так называемых производственных кооперативов количество наемных работников значительно, а то и намного превышает количество их членов. Так с помощью законодателя была извращена и дискредитирована сама идея кооперации в России.
В-третьих, производственные кооперативы были лишены права участвовать в Приватизационных аукционах и конкурсах, что вкупе с отсутствием производственных кооперативов в перечне организационно-правовых форм приватизируемых предприятий вынуждало предприятия с преобладающим участием работников в их уставном капитале облекать себя в организационно-правовые формы, присущие не объединениям труда, а объединениям капитала (хозяйственные общества и с определенными оговорками товарищества). Главным в последних является денежное или иное участие в имуществе предприятия, а личный труд может вообще не иметь места.

С введением в действие первой части ГК РФ производственные кооперативы получили признание в качестве равноправной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности. Вместе с тем многие проблемы остались. Так и по сей день сохраняется дискриминация производственных кооперативов в сфере приватизации. Отсутствует возможность создания кооперативных банков - важнейшей "опорной структуры" производственных и не только производственных кооперативов. Спорными, на наш взгляд, являются и некоторые положения ГК РФ (в части, касающейся производственных кооперативов) и федерального Закона "О производственных кооперативах":
- отнесение всех производственных кооперативов наравне с хозяйственными товариществами и обществами к разряду коммерческих организаций;
- возможность создания и функционирования производственных кооперативов не как объединений труда. Согласно Ст. 107 ГК РФ и Ст. I Закона "О производственных кооперативах" производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов;
- установление высоких нормативов числа членов кооператива, не принимающих личного участия в его деятельности (не более 25 % числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности - Ст. 7 Закона "О производственных кооперативах"), и численности наемных работников в кооперативе (не более 30 % численности членов кооператива. Это ограничение не распространяется на работы, выполняемые по заключенным кооперативом с гражданами договорам подряда и иным договорам, регулируемым гражданским законодательством, а также на сезонные работы - Ст. 21 вышеназванного Закона);
- отсутствие права наемных работников на представительство в органах управления кооператива и др.

Предложения

1. На уровне отдельного производственного кооператива:

- внести в Устав кооператива специальный пункт, определяющий положение кооператива как объединения труда;
- предоставить наемным работникам право на участие в управлении кооперативом и распределении его прибыли.

2. На региональном уровне:

- создание "опорных структур" производственных кооперативов: кооперативных банков (когда это будет разрешено законом); региональных центров производственных кооперативов; экспертно-консультационных служб; информационных, учебно-образовательных центров; инкубаторов - некоммерческих организаций, оказывающих помощь состоящим в них кооперативам и т.п.

3. На федеральном уровне:

- внести изменения в законодательство страны, направленные на устранение преград, мешающих созданию и функционированию производственных кооперативов на принципах, выработанных международным кооперативным движением, и прекращение дискриминации кооперативов в сфере приватизации и банковского дела;
- ввести систему особых налоговых льгот производственным кооперативам, как это имеет место во многих развитых странах мира;
- установить более тесное сотрудничество между кооперативными и другими организациями, центрами и структурами - как отечественными, так и зарубежными, - которые выступают за формирование социально-справедливой экономики, в которой должное место займут производственные кооперативы.