Главная » О кооперативном движении » Л.В. Савченко. Отчуждение труда и возможности его преодоления в кооперативах. "Экономическая Жизнь Дальнего Востока"

Л.В. Савченко. Отчуждение труда и возможности его преодоления в кооперативах. "Экономическая Жизнь Дальнего Востока"

Л.В.Савченко
Дальневосточный факультет Московского
университета потребительской кооперации

Отчуждение - социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования, в фетишизации социальных отношений. Проявляется оно и в психологии, сознании индивида. Речь идет о разрыве между ожиданиями человека и нормами, которые ему жестко предписываются социальной структурой, о восприятии этих норм как чуждых, внешних и враждебных человеку, о чувстве изоляции, одиночества и т.п.
Категорией "отчуждение" оперировали теоретики "общественного договора" Гоббс и Руссо. Она является одной из центральных в философской системе Гегеля. Глубоко разработана теория отчуждения труда К.Марксом. Для него цель общественного развития состояла в освобождении человека от экономической зависимости, в восстановлении его личной целостности, в его духовной эмансипации.
История человечества для Маркса-это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. Процесс отчуждения происходит в труде и в разделении труда. А труд, в свою очередь, является живой связью человека с природой, сотворение нового мира, сотворение самого себя.
Но с развитием частной собственности и разделением труда последний утрачивает характер выражения человеческих творческих сил. Труд и продукты труда приобретают самостоятельное бытие, независимое от человека. Труд становится отчужденным, так как он перестает быть частью природы рабочего. Поэтому его деятельность становится ему чужой. И продукт труда отчуждается от него. И сам мир воспринимается человеком как чужой и враждебный ему.
Таким образом, можно выделить следующие основные моменты отчуждения в капиталистическом обществе. 1). Отчуждение самой деятельности человека. 2). Отчуждение условий труда от самого труда. 3). Отчуждение результатов труда от наемного рабочего. 4). Отчуждение социальных институтов от трудящихся. 5), Отчуждение идеологии от жизни, формирование у членов общества такого уровня ожиданий и притязаний, которые не соответствуют действительным возможностям общества, что часто бывает причиной отклоняющегося поведения. Для Маркса отчуждение в процессе труда неразрывно связано с отчуждением человека от самого себя, от других людей и от природы. Отчужденный человек не только чужд другим людям, он лишен человечности, как в естественном, так и в духовном смысле. Такое отчуждение от человека его собственной сущности ведет к экзистенциальному эгоизму. В отчужденном труде человек лишается себя самого как человеческого существа.
Одной из сторон углубляющегося отчуждения является возрастание в обществе власти денег. Смыслом жизни отчужденного человека становится потребление и обладание вещами. Отчужденный человек-товар знает лишь один способ отношений с внешним миром: когда он потребляет и когда его потребляют. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становится смыслом жизни человека. Вспомним, что одной из распространенных характеристик западного общества 60-70-х, годов нашего столетия была именно она - "общество потребления". Явно заражено "вирусом потребления" российское общество конца столетия.
История внесла одну существенную поправку в Марксову концепцию отчуждения. Он ограничивал отчуждение капитализмом. Практика показала, что отчуждение существует и в системе государственной собственности, в социалистических формах хозяйствования. Маркс не мог предвидеть масштабов массового отчуждения'.
Проблеме отчуждения уделяют внимание представители самых разных философских направлений и школ. Называются разные пути его преодоления. При всем разнообразии точек зрения ясно, что преодоление отчуждения должно быть следствием комплекса экономических, социальных, политических, культурных преобразований, возрастания степени свободы личности, обогащения внутреннего мира человека. Не последнее место занимает и фактор разнообразия форм собственности и форм хозяйствования/принцип единства в многообразии!.
Как один из способов преодоления отчуждения труда можно рассматривать кооперативную форму хозяйствования. Вытекает это из самих принципов кооперативного движения. Приведем в качестве примера три принципа:
1. Кооператив-это самостоятельная, отдельная, четко очерченная личностными и функциональными рамками структура общества. Это групповое объединение людей, в пользу которого отдельные индивидумы делегируют часть своих хозяйственных функций. Кооператив является суверенной частью общества. Носители этого суверенитета - его члены.
2. Кооператив - это самоуправляемая ячейка общества. Все существенные вопросы решаются прямо или косвенно через своих представителей его члены. Сами члены и выбирают форму самоуправления.
3. Кооперативное движение общедоступно. А отсюда - добровольность и демократичность.
По своей внутренней сущности кооперативная форма хозяйствования соответствует двум наиболее важным, с точки зрения будущего- человечества, стратегическим направлениям. Это - стратегия самоограничения, которая должна быть взята на вооружение в XXI веке как один из путей выхода из глобальных проблем. И стратегия сотрудничества, как альтернатива углубляющемуся противостоянию цивилизаций,культур, народов.
Ранее мы отмечали, что одной из сторон возрастающего отчуждения является погоня за деньгами и потреблением. Кооперативная форма хозяйствования противостоит этой тенденции в силу того, что принципиально не сводится к получению прибыли. Главная ее цель - сотрудничество и взаимопомощь. Большое преимущество кооперативной формы хозяйствования заключается в ее высокой адаптивной способности, в возможности развиваться в любых экономических укладах.
Но и само кооперативное движение в нашей стране не избежало отчуждения от своих принципов. В частности, нарушались принципы самоорганизации и самоуправляемости. Кооперативы на деле были жестко интегрированы в государственные формы. Абсолютизирована организационная сторона их деятельности. Предстоит сложная работа по возрождению принципов кооперативного движения, подхода к нему не только с организационно - хозяйственной стороны, но и как к определенному жизненному укладу, системе духовно-нравственных ценностей. В таком случае кооперативное движение займет свою нишу не только в хозяйственной системе, но и в духовной жизни общества.