Главная » Работы участников ДВАСКД » С.Г.Хандурин. Там, где рождается свобода. “Дальний Восток” » Там, где рождается свобода. Откуда взяться вдохновению?

Там, где рождается свобода. Откуда взяться вдохновению?

Давно уже стало аксиомой свидетельство того очевидного факта, что новое - это хорошо забытое старое. Однако, как любил выражаться в свое время легендарный Кузьма Прутков, "жизнь не только прекрасна, но еще и удивительна, особенно в России".

Видимо поэтому современные россияне снова и снова ищут достойные подражания образцы не в своем доме, а у чужих берегов, взглянув на которое можно было бы все понять, привести свое бытие в соответствии с мировым стандартами и зажить припеваючи. поиски эти, надо сказать, продолжаются уже более десятка лет, время от времени подогреваясь высказываниями авторитетных "демократов" о том, что "особого русского пути" развития не существует и что в мире давно все придумано, нечего мол, "изобретать свой велосипед", а нужно взять готовый, сработанный цивилизованными руками. Правда при этом умалчивается, что "прекрасная двухколесная машина" не будет передвигаться не где-нибудь, но именно по нашей "пересеченной местности", а она ведь, как любят писать в объявлениях "новые русские", "без пробега по дорогам СНГ". Боязно становится за "заморское чудо", не ровен час после первого же "косогора" разлетится в дребезги и поминай его как звали.

Но "поисковая команда" продолжает свое дело, а тем временем население ощущает на себе все прелести бесконечных перемен и живет как на вокзале, где давно уже не действует расписание поездов, а благополучие пассажиров зависит от "дяди в фуражке".

В результате, у людей поистине голова начинает идти кругом от вихря указов, законов, руководящих инструкций и прочих плодов бумаготворчества чиновной братии, по числу которой мы давно уже оставили позади трижды проклятую партгосноменклатуру Советского Союза. При этом как показывает практика, правильно толковать все, что предписано к исполнению могут только авторы этих бумаг или, на худой конец, их коллеги. Если же гражданин вдруг совершит оплошность или, не дай бог, запамятует о самых последних указаниях-приказаниях, то такое деяние квалифицируется не иначе как результат злонамеренных действий. Например, там где во время какой-нибудь проверки вполне можно было бы написать "упустил те или иные сведения", место этого обязательно применять слово "скрыл" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Такое положение дел вполне может привести, как минимум, к следующим следствиям.

Во-первых многие законопослушные граждане могут перестать быть таковыми, тем самым способствуя дестабилизации общества.

Во-вторых, необходимость вследствие этого поддержания порядка так или иначе может привести к еще большему усилию бюрократического аппарата способного "отбить" у граждан всякую охоту к общественной и экономической деятельности, а также к организации стройной и действенной системы самоуправления. Частично все это происходит и сейчас. И именно здесь, по нашему мнению, кроется одна из главных причин по которой до сих пор к сфере трудового хозяйства, где только и могут пройти процессы становления, укрепления и развития трудовой морали, в обществе сложилось такое отношение, как будто оно, то есть это хозяйство, находится за рамками закона.

Отсюда получается своего рода замкнутый круг, где усиление государства и всевластного аппарата приводит к апатии одних и деструктивному поведению других граждан, а это, в свою очередь, ведет к очередному витку "закручивания гаек", и так до бесконечности.

В недавнем прошлом большевикам кое-где все-таки удавалось этот круг разорвать, пробудив активность, определенной части масс, хотя при имевшейся у них партийно-государственной системе, кажется им не было нужды испытывать сильное беспокойство за Советскую власть. Для этого они использовали красное знамя, за которым действительно шли многие люди, которые были совершенно искренни в своих поступках. Какую же альтернативу, в этом плане, сейчас способны предложить сторонники современной твердой, президентской власти?

Всякий кто следит за средствами массовой информации может ответить на этот вопрос в том духе, что граждан, как и раньше, власти призывают мобилизоваться, но уже не ради победы коммунизма, а для достижения "хорошей жизни"? Но что такое "хорошая жизнь"? И может ли такая цель вызвать вдохновение, а тем более готовность идти на неизбежные издержки? Отрицательный ответ на этот вопрос, с нашей точки зрения, также очевиден как и то, что невозможно использовать в качестве знамени, пусть даже и самую красивую да еще и безумно дорогую, скатерть с обеденного стола. Никто и никогда за таким "стягом" не пойдет. Значит опять, как и много-много лет назад, может возникнуть ситуация, когда власть сама по себе, граждане сами по себе, вместо немногих и понятных любому, хоть и самому неграмотному, и в добавок несуразному человеку, правил поведения вечный вицмундир и телефонные права, застой, отсталость, а на последок, назойлива выставляемое на показ, под солидной охраной, кричащая роскошь новых-старых "хозяев жизни".

Каким же образом можно избежать столь печальной и пугающей перспективы? Думается, что ответ на этот вопрос не смогут дать ни так называемые "государственники" или "державники", ни, те, кто выражает интересы отечественного и зарубежного бизнеса. Первые потому, что российский государственный служащий, как правило, не воспринимает себя человеком, которого наняли граждане, способные спросить его за содеянное. Более того, тот кому приходится обивать пороги высоких инстанций, думается, подтвердит вывод о том, что когда общаешься с обладателями "вицемундиров" создается впечатление, что перед тобой некто, стоящий над обществом и лучше самих граждан знающих, что им необходимо. Налоги же воспринимаются такими людьми не как плата от населения за их труд, а как своего рода оброк, который изымается без лишних разговоров, с использованием своеобразной процедуры, в процессе которой с азартом ищутся недоимки.

Что же касается тех, для которых развитие бизнеса и поступательное движение страны по дороге прогресса чуть ли не одно и тоже, то им по ряду причин бывает трудно отойти от штамп-клише типа "что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо для Америки" или "все нужное людям выгодно!" На деле получается, что все что было хорошо для концерна "Тибет", оказалось совсем даже нехорошим для России. Или как недавно выяснилось, в сельских районах Хабаровского края торговать выгодно только лишь в радиусе 30 км, от более-менее крупных населенных пунктов. Но за указанной чертой тоже ведь люди живут и им много что нужно. Тем не менее, с выгодностью это нужное совершенно не совпадает и вряд ли когда совпадет.

Как же все-таки сдвинулось дело с "мертвой точки" и , в конечном итоге, привести страну к процветанию, а россиян к достойной жизни?

Уверен, ни монархия, ни скажем, испанского, ни диктатура, например чилийского или южно-корейского образца, ни даже сильная президентская власть с наместниками по городам не сможет решить эту задачу. Ибо здесь нужен не только сам повсеместный труд большинства россиян, сколько напряжение в труде, а также проявление рачительности, обстоятельности, смекалки, упорства, долготерпения и многих других качеств, которые не могут возникнуть на ровном месте. Даже тяга к барышу востребует вовсе не их, как считают некоторые авторы, а способность и готовность к манипуляциям.

На наш взгляд эти качества могут пробудиться только при следующих условиях. Первое из них - ликвидация монополии государственного и капиталистического хозяйств, с тем, чтобы на равных с ними могли выступать субъекты трудового хозяйства. Под таковыми подразумеваются: индивидуальная трудовая деятельность, ремесленные и кустарные мастерские, домашнее хозяйство, фермерское хозяйство, трудовые общины и все виды кооперативов. Вторым же условием, вне всякого сомнения, является развития народного самоуправления на всех уровнях. Очевидно, что успех здесь возможен, если будет достигнуто как можно более полное взаимодействие и взаимная поддержка трудовых организаций и органов самоуправления. Но чтобы, предпринять какие-нибудь шаги в том направлении нужно остановиться, хотя бы в самых общих чертах, на мифах, которые необходимо преодолеть, двигаясь по пути намечаемого тут плана действий