Главная » Работы участников ДВАСКД » С.Г.Хандурин. Там, где рождается свобода. “Дальний Восток” » На пути к соборности. Там, где рождается свобода.

На пути к соборности. Там, где рождается свобода.

Как видно из предыдущей главы, при желании, можно найти тех россиян, которые откликнуться на призыв употребить свой труд и талант на дело становления и развития местного самоуправления. Однако многое зависит от того, в каких именно формах оно будет существовать, так как эти формы способны либо дать простор народному творчеству, либо окончательно выхолостить сущность указанного самоуправления.

В этой связи представляется целесообразным обратить свой взор на два документа, имеющих существенное значение для будущего жителей Приамурья. Это "Устав Хабаровского края" и "Устав местного самоуправления в г.Хабаровске". В проекте "Устава Хабаровского края" местному самоуправлению посвящена целая глава, где в статьях 51 - 56 представлены его: основы, формы существования, порядок и принципы формирования, предметы ведения, полномочия, а также законодательное регулирование. Причем в статье 53.3 специально подчеркивается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти края. Если под этим углом зрения рассматривать "Устав местного самоуправления в г.Хабаровске (новая редакция)", то кое-что в этом документе вызывает некоторое недоумение. Например, в статье + 11 говориться, что депутаты городской думы работают, как правило, на неосвобожденной основе, а возглавляет думу мэр города. Сразу возникает вопрос: "А разве мэр города не имеет отношения к системе органов государственной власти?" Статья + 22 рассматриваемого устава отвечает на этот вопрос следующим образом: "Мэр является руководителем администрации, возглавляет городскую думу, представляет интересы населения, осуществляет представительские, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единогласия". Вот так, ни больше, ни меньше, сам распоряжается и сам себя контролирует. Правда в городской думе, кроме мэра имеется ещ¦ 16 депутатов, но работают-то они на невысвобожденной основе и им трудно будет тягаться со своим председателем, у которого в подчинении состоят десятки превосходных профессионалов. Кроме того устав сформулирован таким образом, что не складывается ясного представления о степени подчиненности мэра краевого центра губернатору Хабаровского края. Статья + 25, например, не предусматривает прекращения полномочий мэра по инициативе краевой администрации. То же самое можно сказать и о статье + 38 Устава Хабаровского края, где прекращение полномочий главы администрации края никак не связывается с волей Президента Российской Федерации.

Выходит, что все складывается в лучшем виде. Мол не велика беда, что на городском уровне, в отличии от краевого, нет разделения властей, зато зависят главы администраций исключительно от представительной и судебной властей, да еще от воли народа, выраженной через референдумы. Свежо предание, да вериться с трудом! Без малого тысячу лет на Святой Руси Городничий трепетал перед Губернатором, а тот уж в свою очередь, перед Государством. И вдруг раз-два - живем как в Америке. Нет, чудес не бывает. Тернист путь к русской соборности. В соседнем с нами Приморском крае не остыли еще страсти по поводу не так уж давнего конфликта местного губернатора с мэром г.Владивостока, а средства массовой информации нет-нет да приносят сведения о том как всенародно избранный президент производит замены Глав администраций краев и областей нашей Родины.