Главная » Работы участников ДВАСКД » С.Г.Хандурин. Там, где рождается свобода. “Дальний Восток” » Сказание о славянской корчме. Там, где рождается свобода.

Сказание о славянской корчме. Там, где рождается свобода.

Представленный выше "народный дворец" в виде американского отеля и сейчас питает "море общественной жизни" как в городе, так и на селе. С его нынешним видом можно познакомиться в современных фильмах о США. Например, в картине Шахназарова "Американская дочь". Но какими бы путями он не развивался - его главными достоинствами будет все то лучшее, что он при своем рождении взял от своей производительницы - европейской корчмы.
Итак корчма. Что это такое? Откуда она взялась, где и как помогает народам ее создавшим, а также на что променяли ее мы - славяне живущие на Севере и Востоке Евразии?

Известный исследователь истории общественного и народного быта в России Иван Гаврилович Прыжов из своего далека пытается дать нам, почти забывшим его потомкам, ответы на эти и другие вопросы.

Он утверждает, что один из главных признаков сложившейся народной жизни - это следы социального ее устройства, проявляющиеся в организации мировых общин, из которых потом вырастают могущественные поселковые общины (братчина-гильдия, артель-цех) и в заведении общественных трапезных и питейных домов. На основании простого физиологического закона, что посредством веселого возбуждения облегчается пищеварение, что среди людей легче естся и пьется, люди собрались пить вместе, и в дружеской беседе около вина, в братском столкновении человека с человеком, завязывалась между людьми социальная жизнь.

Древние Афины наполнены были питейными домами - капелеями. Здесь народ проводил время, распивая вино и слушая флейтщиц. В числе лиц, посещавших капелеи, мы встречаем Сократа. Римские питейные заведения известны под несколькими именами: саира, саиропа, рорипа. В этих домах, где кроме вина подавались и кушанья, мы встречаем в числе всего римского народа известных римских граждан: Овидия, Герация, Проперция, Гибула и Цицерона. К концу Римской империи в римском народе стали возникать социальные общины, составлявшиеся преимущественно из людей бедных, и местом их собраний служили портики и Таверны. Отсюда у народов Средиземноморья за такими заведениями закрепилось© слово "Таверна".

Германские питейные дома известны с III века и имеют название: погреб, постоялый двор. В них собирались все, и светские и духовные люди... В них пили пиво, эль, а с ХV века виноградное вино. Питейный дом был заведением общественным. Там собирались мужчины и женщины: все граждане, начиная от самых почтеннейших сходились туда совещаться об общественных делах; тут же собирались и земские суды. Заведения эти отличались чисто семейным характером; посещавший их гость был также свободен, как дома между своими, и хозяин-герберт, провожая гостя, звал свою дочь подать ему прощальную чашу. Кроме того, в больших торговых городах образовались так называемые магистратские погреба, куда каждый вечер собирались члены городского управления, часто с супругами и дочерьми. Погреба эти и их хозяева пользовались европейской известностью. В немецких питейных домах, начиная с Лютера, мы встречаем всех передовых людей Германии. Гете в погребе Аудербаха в Лейпциге написал несколько сцен из "Фауста". Гейне оставил знаменитое обращение к бременскому ратскеллермейстеру. Молодой Карл Маркс встречался в берлинских погребах со своими первыми соратниками.

В Англии при Елизавете I встречались Корчмы, где 300 человек с лошадьми могли быть приняты и угощены, а в XVII веке в каждой деревне была корчма, хорошо освещенная, с разрушенным бельем, с кружкой доброго эля и с обедом из форелей.

Питейный дом во Франции называется Кабаре. Кабаре были и остаются общественными домами, куда собиралось все народонаселение города, начиная от бедняков и до богатых людей. В кабаре можно было пить и есть, а потому человек не имевший хозяйства, находил там приют, как будто в семье. Кабаре посещали Расин, Виктор Гюго, Беранже, Гьер, Фурже и множество других писателей, художников, артистов. Привлекали кабаре и так называемый простой народ. Так в кабаре, прозванной "Калифорнией", ежедневно требовалось 5000 порций мяса, громадное количество картофеля, оливок, масла и т.д.

Славянские общественные трапезные и питейные заведения имеют название корчмы. От славян корчма перешла к венграм и эстонцам. Корчмой называлось место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед, слушания песен и музыки. У западных славян в корчмах приставы передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела, и корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы. Начиная с XI века, мы встречаем следы корчем у южных славян, у чехов, в Польше, Литве, у славян прибалтийских и новгородских, и на Руси Киевской. Везде, на площади или рынке, стояла корчма. В иных городах было до четырех корчем.

Корчма обыкновенно состояла из одной комнаты; посреди комнаты огнище, где пылает огонь, а в крыше отверстие для дыма. Вокруг огнища стоят столики и стулики, на которых сидят гости, приходящие сюда для бесед, певцы, которые поют о старине, портной, обшивающий всю окрестность и знающий все новости, священник, дьячки и т.д. В углу корчмы лавка, где продают веревки, орехи, фасоль, пшено и вместе с этим вино. К бочке проделана втулка, заткнутая челом, и из бочки вино наливают в жестяную кружку, или глиняный кувшин и разливают в чаши. Также поступают с квасом, пивом, медом и более крепкими.

В славянских странах корчма служит обычным местом собраний для дел, беседы и гульбы. Вплоть до второй половины прошлого века в некоторых уездах Витебской губернии парни девицы на Масленице собирались в корчму на праздник, и парень, выбрав себе девицу, уходил с нею в лес, и там венчался около дуба. Двор корчмы служит местом собраний парней и девчат, которые приходят сюда плясать© под музыку. Люди же постарше обыкновенно находятся здесь же, слушают музыку, смотрят на веселье молодых и ведут между собой неторопливые беседы. Корчма была единственным местом населения, где можно было спросить совета, увидеться с разумными авторитетными людьми, узнать новости и поспорить.

Итак, славянская корчма, корчма вольная, является перед нами коренным народным учреждением. Тогда как в других местах женщина стыдиться войти в трактир, а членами клубов - одни мужчины, в корчму входят все, и мужчины, и девушки. Не зря с давних пор в обиход вошла поговорка: "В корме и в бане все равные дворяне".

Как правило во главе таверны, погреба, кабаре или корчмы стояли женщины. Их содержательницы - всегда личности почтенные; память о них редко умирает, оставаясь на веку за теми учреждениями, где эти женщины были хозяйками. И это не случайно. Людям было ясно, что только в корчме чаще всего можно найти единомышленника, впитать народную мудрость, научиться спорить и отстаивать свои взгляды, почувствовать себя хоть отчасти просвещенным и свободным - равным перед всеми "дворянами". Нет сомнения, что именно в корчме готовились предложения и оттачивались доводы перед тем как вынести их на народное вече. Поистине она служила местом народных собраний, была и кофейной, и клубом народа - домом, где рождается свобода.

Жители США усовершенствовав этот дом пришли к одному из лучших своих изобретений, сплачивающих народ и прививающих ему особую прелесть жизни - американский отель. К великому же нашему несчастью, Великороссы в один далеко не© прекрасный момент решили отказаться от славянской корчмы совсем. Произошло это следующим образом. В давние времена, в гг.Киеве, Новгороде, во Пскове и Смоленске не облагаемые налогом корчмы составляли важное городское учреждение. Там они были безусловной собственностью городских общин, в которых князья и вообще власти не имели никакой воли. Но киевские князья, искали простора своей деятельности в дремучих лесах северо-востока. Как выяснилось позже, одной из главных "Княжеского исхода" было стремление власть придержащих стать как можно выше над народом и как можно меньше ему служить. Поэтому они считали своим первым делом и закрывать веча и избивать вечников".