Главная » Работы участников ДВАСКД » С.Г.Хандурин, В.А.Буряк. Социально-этические аспекты горных Кооперативов. “Экономическая жизнь Дальнего Востока”

С.Г.Хандурин, В.А.Буряк. Социально-этические аспекты горных Кооперативов. “Экономическая жизнь Дальнего Востока”

С.Г.Хандурин
Дальневосточный факультет Московского университета потребительской кооперации

В.А. Буряк
Институт комплексного анализа региональных проблем

Горные кооперативы известны и успешно действуют с самых древнейших времен - с самого начала горнорудного производства. Более того, само развитие горнорудного производства в России и других странах начиналось именно с создания и деятельности горных кооперативов, именуемых обычно артелями. Члены артелей именовались рудознатцами, старателями, золотодобытчиками, поисковиками, горными мастерами и пр.
Как показывает исторический опыт, очень многие месторождения были открыты в итоге деятельности горных кооперативов и на первых порах оценивались и осваивались именно ими, т. е. по инициативе и в итоге деятельности отдельных частных лиц или небольшой группы лиц. Так было в России, Индии, в Китае, в Египте, Сирии, в странах Средней Азии и в других регионах. И лишь в относительно недавнее время - в девятнадцатом и двадцатом веках - поисками и оценкой месторождений полезных ископаемых стали заниматься государственные службы, крупные горнорудные предприятия и металлургические заводы.
В целом горные кооперативы сыграли очень большую положительную роль в становлении и развитии различных отраслей горного производства. Горнорудное производство развивалось именно в тех странах, где горные кооперативы поощрялись, а горнорудный кооперативный промысел являлся специфической национальной чертой народов, заселявших эти страны. Горные (старательские) артели являлись той начальной школой, где их члены получали необходимое горнорудное "образование", опыт и знания, учились горному искусству, учились ценить и беречь природу, ее минеральные ресурсы. Особо обращает на себя внимание тот факт, что, начиная с самых первобытных рудознатцев воспитывалась любовь и удивительно бережное отношение к природным "кладовым". Расточительство, хищничество, стяжательство по отношению к природным ресурсам сурово осуждалось с самого начала становления старательских артелей и нашло отражение в народных преданиях, сказах и легендах. Особенно характерно это для российских рудознатцев, что, например, нашло отражение в -известных сказаниях В. Бажова и русских народных сказках.
Все это, конечно, не случайно и свидетельствует о том, что уже на самой заре горнорудного производства люди пришли к выводу о необходимости бережно- рационального освоения природных богатств и сохранения природных условий, что в современное время мы рассматриваем как требование экологии и оцениваем чуть ли не как нечто новое, ранее неизвестное. С давних пор люди неоднократно убеждались, что алчное, непомерно потребительское, хищническое отношение к природе, ее богатствам неизбежно бумерангом оборачивается к ним самим, принося значительные беды и несчастья: обвалы горных выработок, их затопления и обрушения, убийства и гибель людей. Неслучайно в связи с этим земные недра обожествлялись всеми народами, им поклонялись и старались не "гневить".
На примере старательских артелей люди воспитывались, вырабатывалась их психология и принципы взаимоотношений.
На примере горных артелей люди неоднократно убеждались в необходимости коллективного труда, в большой силе коллектива, даже самого малочисленного в сравнении с кустарем-одиночкой. То что было не под силу одиночке или было для него очень трудно осуществимо, для артели становилось обычным, легко осуществимым делом. Например, соледобыча (солеварение) , производство кирпича, извести, проходка подземных горных выработок с целью поисков и добычи различных видов полезных ископаемых - золота, меди, серебра, слюды и пр.
В этом также большая положительная роль горных артелей кооперативов.
Создались они преимущественно не с целью обогащения и наживы, а для обеспечения и получения, как правило, жизненно необходимых различных материалов, металлов, их производных. Характерные примеры - кооперативы по производству соли, извести, кирпича, черепицы и прочих строительных материалов. Денежные взаиморасчеты и отношения в горных кооперативах, как правило, отсутствовали. Труд оплачивался производимым продуктом. Традиции первоначальных горных кооперативов: равноправие их членов, взаимоуважение и взаимопомощь, работа "на себя" и на коллектив - сохранились и в современных кооперативах и составляют их основную силу и преимущества по сравнению с другими формами хозяйствования. Исторический опыт горных кооперативов, как и других видов производственных кооперативов, позволяет более правильно понять их сущность и предназначение.