Главная » Работы участников ДВАСКД » С.В.Крахмалева. Сельскохозяйственная кооперация: история и проблемы. “Экономическая жизнь Дальнего Востока”

С.В.Крахмалева. Сельскохозяйственная кооперация: история и проблемы. “Экономическая жизнь Дальнего Востока”

С.В.Крахмалева
Дальневосточный госагроуниверситет г. Благовещенск

Кооперативное движение начинает свою историю со второй половины XIX в. Первые кооперативы производственного направления появились в Англии, США, Франции. У истоков кооперативного движения стояли Сен-Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн, Б. Франклин, П. Песта-лоцци, Л. Блан. У истоков российской кооперации стояли декабристы, сосланные в Сибирь, они организовали в казематах Петровского завода потребительский кооператив "Большая артель", что, по мнению С. П. Днепровского, явилось началом развития кооперативное движения у нас в стране.
Первоначально создавались потребительские кооперативы . Сельскохозяйственная, как и кредитная, кооперация появилась только после реформы 1861 г., когда для нее были созданы политические и социальные предпосылки. Наиболее мощное развитие кооперативное движение получило после 1905 г. К 1917 г. в России насчитывалось 16 тыс. кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, 2.5 тыс. сельскохозяйственных товариществ, 3.0 тыс. маслодельных и сыроваренных артелей, 6 тыс. сельскохозяйственных обществ. Всего действовало 25.5 тыс. кооперативов. Дореволюционная кооперация объединяла 50 % всех крестьянских хозяйств, свыше 10 млн. пайщиков. Было создано 500 союзов кооперативов, в том числе 400 кредитных и 8 всероссийских центров .
В годы Советской власти сельскохозяйственная кооперация достигла своего максимального рассвета в период новой экономической политики и с завершением его была свергнута. Исторический опыт показывает, что кооперативное строительство в деревне всегда способствует развитию рыночных отношений в аграрном секторе.
В своей эволюции сельскохозяйственная кооперация проходит несколько объективных стадий: от простейших универсальных форм к различным специализированным, разворачиваясь в сложную организационную структуру, построенную на демократических принципах. На начальной стадии нэпа формы кооперативных организаций жестко не регламентировались. Сама практика выявляла наиболее рациональные из них. В 1925 г. насчитывалось около 40 видов кооперативных организаций. По массовости они распределялись в следующем порядке: кредитные товарищества, кооперативы по переработке и сбыту продукции, производственные кооперативы (машинные товарищества, мелиоративные и т.п.) и особая группа коллективных хозяйств (коммуны, артели, ТОЗы). В дальнейшем постепенно стали преобладать специализированные центры и союзы. В целом сложилась достаточно сложная разветвленная кооперативная система с многозвенной, подчас крайне запутанной структурой управления.
Развитие сельскохозяйственной кооперации в годы НЭПа определялось противоречивыми тенденциями в политическом курсе и хозяйственной практике. С одной стороны, партийные и правительственные решения закрепляли главенствующую роль кооперации в объединении раздробленного производства многомиллионных крестьянских хозяйств страны, и эту роль она могла выполнить лишь как самодеятельная, построенная на демократических принципах организация сельскохозяйственных производителей. Но, с другой стороны, сохранялись сильные тенденции к огосударствлению сельскохозяйственной кооперации, подчинению ее экономическому центру и жесткому регулированию всех сторон ее деятельности. Этим обусловлены многие проблемы кооперативного строительства в 20-е годы.
В экономической теории переходного периода не был разработан вопрос о функционировании кооперации в рамках плановой экономики. Кооперация, вызванная к жизни рыночной стихией, в годы нарастающего государственного регулирования экономики не могла действовать исключительно в старых формах. Необходимо было определить границы государственного регулирования кооперативного движения. Из-за негибкого государственного регулирования кооперация часто становилась неконкурентноспособной, а значит невыгодной крестьянину. Поэтому к моменту перехода к политике сплошной коллективизации кооперация объединяла по стране только 30-34 % крестьянства.
Существовавшая на заемные средства сельскохозяйственная кооперация всецело зависела от государственной кредитной политики. Но в начале периода эта политика была крайне неблагоприятна для кооперативного движения. Испытывая острую нужду в деньгах, кооперация была вынуждена получать государственные кредиты, причем в наиболее невыгодных формах хлебного или выигрышного займа, краткосрочных обязательств. Долгосрочный кредит почти не практиковался. Краткосрочные ссуды выдавались под высокий процент, и сроки кредитования не соответствовали продолжительности сельскохозяйственной кооперации. Так, 6-месячные операции по вывозу льна и масла осуществлялись на базе 4-месячного кредита.
Но, с другой стороны, экономисты того времени отмечали, что чрезмерный кредитный протекционизм усиливает финансовую неустойчивость кооперации. Видный кооперативный теоретик С. Маслов писал в те годы, что создание товариществ на государственные деньги ведет к увеличению числа неустойчивых "маложизненных" организаций, слабо связанных с крестьянством. Он считал, что задача государственной власти - содействовать сельхозк о операции таким образом, чтобы обеспечить ей наибольшую возможность использовать присущие кооперации методы хозяйственной работы, основанные на самодеятельности и на объединении хозяйственных усилий крестьянских
В условиях, когда кооперация не в состоянии была увеличить собственный капитал за счет привлечения средств крестьянства, другим путем достижение этой цели могла стать капитализация части получаемой торговой прибыли. Однако и в этом кооперация была ограничена жесткими мерами государственного регулирования: государственной торговой монополией, налоговой и ценовой политикой.
Используя монополию государственной торговли, хозяйственные органы навязывали кооперации торговлю в фиксированном составе, т.е. "с нагрузкой", что приводило к затовариванию, а значит, и к замораживанию финансовых средств.
Налоговая политика по отношению к кооперации в начале НЭ-Па строилась так же, как и по отношению к частному капиталу. Постановлениями правительства кооперации был представлен ряд налоговых льгот, но при этом не учитывалась специфика кооперативной системы. Так, сбыт какого-либо вида товара облагался промысловым налогом при его переходе от одного уровня кооперации к другому. Многие операции, которые кооперация проводила в виде прямого товарообмена, облагались налогом как двойные процедуры купли-продажи. Кроме государственной налоговой системы существовала масса местных обложений.
Наиболее заметно подрывало финансовое положение сельхозко-операции ценовое регулирование. Государство искусственно занижало сдаточные цены на сельскохозяйственное сырье. Поставки государственной промышленности были обязательны. Это привело к финансовому кризису сельхозкооперации в 1924/1925 годах, когда только одна четвертая союзов оценивалась как вполне благополучная в финансовом положении. Государственное регулирование цен и рыночной стихии существенно модифицировало традиционные, свойственные кооперации формы деятельности. Так, одним из важнейших принципов .функционирования сбыто-снабженческой кооперации, на котором базируется материальная зависимость пайщиков, является, так называемый кооперативный сбыт, т.е. сбыт продукции кооператоров с последующей доплатой по результатам фактической продажи. В условиях государственного регулирования члены товарищества сдавали свою продукцию по твердым, государством установленным ценам. При этом продажа без посредничества кооперации могла оказаться более выгодной. К 1928 году государство регулировало практически все аспекты работы кооперативной системы: заготовительные и сбытовые цены, условия заготовки и реализации продукции, направления товарных масс, внешнюю торговлю, взаимоотношение с потребителем, размеры торговых и накладных расходов, размер капиталонакоплений, что окончательно подчинило кооперацию государственному аппарату.
Однако, несмотря на существенные проблемы в развитии, сельскохозяйственная кооперация за годы НЭПа превратилась в значимую экономическую силу в народном хозяйстве, сохранив свою экономическую природу и выполняя роль интегратора раздробленного крестьянского производства. Так, к 1927 году сельхозкооперация объединяла более 10 млн. крестьянских хозяйств. Она насчитывала 28 центров, 407 союзов, 79 тыс. первичных кооперативов, 16 тыс. производственных предприятий. Значительно возрос удельный вес сельхозко-операции в заготовках основных видов сельхозпродукции.
Основными сельскохозяйственными продуктами экспорта являлись животное масло и лен. Доля сельскохозяйственной кооперации в экспорте масла составляла 52.2 %, льна - 30 %. Доля кооперации в снабжении сельского хозяйства сельхозмашинами достигала 80 %, тракторами 55 %,
Сворачивание новой экономической политики в конце 20-х годов прервало становление системы сельхозкооперации. Взятый курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства определил дальнейшее ее развитие лишь по одному направлению - колхозного строительства. Находящаяся в стадии своего становления система Российской сельскохозяйственной кооперации - разветвленная организационная структура, аппарат, финансы - в несколько лет была полностью демонтирована, по сути не раскрыв своего потенциала.