Главная » О кооперативном движении » В.И.Усиков, Б.П. Андриевский. Кооперативные процессы и охрана здоровья. "Экономическая жизнь Дальнего Востока" № 1, 1998, с. 201 - 204.

В.И.Усиков, Б.П. Андриевский. Кооперативные процессы и охрана здоровья. "Экономическая жизнь Дальнего Востока" № 1, 1998, с. 201 - 204.

Кооперативные процессы существуют, пожалуй, с самого начала возникновения природы и зарождения общества. Имеется множество методических подходов к их научному пониманию и их осмыслению. Попытаемся сделать краткий экскурс в историю, чтобы показать, на каких основополагающих принципах мы базируемся, выполняя конкретную исследовательскую задачу: поиск путей оптимизации деятельности системы охраны здоровья населения в условиях становления рыночных отношений.

Точкой отсчета мы бы назвали работу Герберта Спенсера "Основные начала" (1862), где сформулирован ряд обобщений, могущих служить для объяснения "всех порядков явлений". Некоторые его обобщения, например, принципы дифференцирования и интеграции, не утратили своего значения и для современной науки. Принцип Ле Шателье - Брауна, согласно которому внешнее воздействие, выводящее систему из состояния термодинамического равновесия, вызывает в последней процессы, стремящиеся ослабить эффект воздействия. АА.Бо-гданов в своей работе "Тектология. Всеобщая организованная наука" (1923) предвосхитил не только "общую теорию систем" Людвига Бер-таланфи, но и некоторые основные концепции "кибернетики" Норбер-та Винера. Вполне тектологичны некоторые основные идеи "теории катастроф"французского математика Р.Тома, а также ряд положений так называемой "синергетики" Г.Хакена.

Независимо от того, эволюционным или революционным путем развиваются социальные системы, можно утверждать, что эра систем уже наступила и сейчас необходимо применять конструктивный подход к процессу принятия решений. Системный подход и управленческие информационные системы, вместе взятые, обеспечивают руководителя современной методикой организации, интеграции и контроля, которая помогаег ему более эффективно осуществлять свои функции.

Охрана здоровья населения, с точки зрения теории управления, представляет собой сложную динамическую открытую систему. Мы выделяем из всего многообразия видов деятельности системы один -организацию санаторно-курортной помощи населению. Специфику этой организации, которая является подсистемой упомянутой ранее системы, можно отразить следующей цепью событий.

1) Формирование потока требований на санаторно-курортное лечение, ставящее целью удовлетворения потребностей в оздоровлении.

2) Наличие определенного вида природного ресурса, позволяющего реализовать удовлетворение названной потребности.

3) Мощность и пропускная способность всех санаторно-курортных учреждений в регионе обслуживания населения, т.е. возможность удовлетворения потребностей в оздоровлении.

4) Уровень и качество жизни населения, формирующие в совокупности мотивацию на укрепление своего здоровья путем посещения местного курортного учреждения.

Для нашей цели вполне допустимо рассматривать подсистему санаторно-курортного лечения системы здравоохранения как самостоятельную, имеющую сложную структуру и иерархию, деятельность которой лишь частично пересекается с деятельностью системы здравоохранения. Обе они относятся к классу систем с ограниченными ресурсами.
Первое из описанных ранее событий происходит в системе здравоохранения, ограниченной ресурсами своего ведомства - Минздравмедпрома РФ. Область ее деятельности частично пересекается со сферой функционирования другой сложной, глобальной системой -"все население". Последнюю в широком смысле понятия можно распространить на все население планеты. Второе событие осуществляется в системе природопользования, которая тоже является открытой и тоже частично совмещена с рассматриваемой. Третье событие происходит в подсистеме акционерного общества, чаще закрытого типа. Четвертое событие входит в самую широкую систему жизнеобеспечения населения на конкретной административной территории разного, масштаба и находится в сфере влияния законодательной и исполнительной власти на местах. Ранее, в эпоху действия механизмов плановой экономики, или в период социалистического хозяйствования, все четыре звена в цепи событий работали по принципу причинно-следственной необходимости и чрезмерно детерминированных связей между компонентами. Влияние положительных и отрицательных связей бьшо резко ослабленным, осуществляемым со значительными искажениями и временными задержками сигнала. Управление всей системой осуществлялось из единого центра без делегирования полномочий входящим компонентам. Поэтому, хотя эта система в целом функционировала и как-то выполняла свои функции, деятельность ее нельзя считать эффективной, и человеческих ресурсов внутри нее осуществлялось по остаточному принципу, так же как ответы на удовлетворение требований запросов на обслуживание. Четвертая подсистема - подсистема жизнеобеспечения населения на конкретных хозяйственно-административных территориях, кроме тех случаев, когда бальнеологические ресурсы располагались в традиционных зонах отдыха населения, никоим образом не заинтересована в продуктивной деятельности системы в целом. Сфера потребительского спроса ограничивалась только потребностями населения одной страны - собственной. Недостатки работы системы частично компенсировались тем, что она параллельно дублировалась второй "теневой" системой, которая работала со сравнительно узкой группой населения и могла в пределах последней сравнительно оперативно и качественно отвечать на запрос на обслуживание. Однако в целом для системы санаторно-курортного обслуживания населения планового типа характерно крайне неэффективное использование ресурсов всех типов. Даже поддержание ее функционирования на прежнем уровне оказалось в полной зависимости от мировой конъюнктуры на энергоносители.

После резкого падения мировых цен на нефть в 1986 году и расходования золотого запаса страны до 1991 года поддержание старой системы здравоохранения, как и многих других в государстве, стало невозможным. При становлении рыночных отношений связи изменились во всех четырех звеньях. Стало невозможным датирование комплекса из единого источника, платежеспособность самого населения резко упала. Всеобщая диспансеризация населения превратилась в недостижимый в обозримой перспективе идеал. Административно-хозяйственные единицы, ставшие субъектами федерации, еще не выработали полностью принципов своего функционирования в новых условиях. Поэтому необходим поиск такого механизма взаимодействия, который бы не просто касался всех четырех систем (здравоохранения, природопользования, акционерного общества, территориальной власти, но и был экономически эффективен на каждом уроне системы, т.е. здесь мы имеем дело с классическим примером кооперативного процесса.

Следует отметить, что организация системы, реализующей жестко детерминированные связи по вертикали нереальна. Налицо требование ее построения на "синергетических" принципах самоорганизации на основе кооперирования различных подсистем и звеньев, использующих горизонтальные связи. На основании изучения мирового и собственного опыта можно рекомендовать некоторые подходы к решению проблемы и необходимые условия.

Первая подсистема, в которую входит все население и часть системы здравоохранения, очень тесно переплетается с составными частями всех трех остальных, которые тоже, в свою очередь, тесно переплетаются и сложно взаимодействуют. Уже сейчас можно сказать, что если ограничиться требованием на обслуживание населения, ограниченного территорией одного региона, то бальнеологические ресурсы будут использоваться с ничтожной эффективностью, потенциальные мощности не смогут быть достигнуты, а приток финансов ожидать .неоткуда. В то же время качество ресурсов таково, что можно расширить сферу обслуживания далеко за пределы своего государства. Это позволит рассчитывать на инвестирование иностранного капитала в пределах региона, на валютные и рублевые поступления в качестве платы за ресурсы, от экономической деятельности населения на территориях, где обслуживается поток отдыхающих. Приток валюты может обеспечить возможность осуществления льгот при санаторно-курортном обслуживании населения региона. Во всяком случае можно в качестве одного из условий вьщачи лицензий на использование ресурсов выставлять требование резервирования определенного количества мест для реализации упомянутых льгот. Возможно, что в нынешней ситуации санаторно-курортная деятельность является наиболее перспективной или хотя бы первоочередной сферой инвестирования капитала. Расчет показывает, что в первые годы ввода бальнеологических ресурсов можно рассчитывать на поступления в бюджет ( в основном, как плата за ресурсы) от деятельности объектов санаторно - курортного комплекса в размере 15 -20 млн. долларов в год с последующим их ростом до 50-60 и более миллионов.

Таким образом, необходима предварительная проработка проблемы на уровне региональной программы, где следует рассмотреть взаимодействия всех перечисленных звеньев и оценить пригодность местной инфраструктуры для расширения деятельности санаторно-курортного комплекса, потребности населения в данном виде обслуживания, размера необходимых инвестиций, возможности привлечения капитала и его источники, потенциальные выгоды региону от рассматриваемого вида хозяйственной деятельности и влияние его на окружающую среду. Иначе говоря, нахождение социально-экономических связей в разноцелевых системах, работающих по критерию здоровья населения будет определенным вкладом в развитие кооперативного